Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

«Русское поле». Запечатанный в стекло кусочек детства Алексея Зеля

Сначала я не хотела писать эту статью. Подумала – какой смысл мне снова рассказывать про маленького Алешу Зеля, который каждое лето у бабушки лежал на животе в канаве, рассматривал цветы и травы, следил за насекомыми и другими мелкими животными? Я об этом уже неоднократно писала, а подписчики читали!

А потом остановила себя. Это же не книга, а блог! Кто-то прочел, а кто-то пропустил. Один только недавно подписался, второй статью видел, но только фотки посмотрел, третий мимо проходил, четвертый вообще ничего не слышал о художнике.

А если так, буду повторяться! Весь мой блог полностью построен вокруг одного человека – моего отца, замечательного художника по стеклу Алексея Зеля. И история его жизни одна. Так что, дорогие постоянные читатели, в этой статье я снова упомяну про детство Алеши.

"Русское поле", 1983 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Русское поле", 1983 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Но и самых внимательных (кто уже читал), мне есть чем удивить. Ведь сегодня я расскажу про неизвестный шедевр Алексея Зеля «Русское поле»! Впервые в интернете я публикую детальные фотографии этой стеклянной композиции. Чтобы их сделать, я даже съездила в наше «фамильное гнездо». Ловите эксклюзив!

«Русское поле» - откуда такое название

Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.

Думаю, все слышали эту песню на стихи Инны Гофф. Отцу она очень нравилась и одноименное название его стеклянного творения не простое совпадение. Песня написана в жанре патриотическая лирика. Вспомните произведения Алексея Зеля, как они созвучны этому направлению! Хотя искусствоведы и определили его жанр как «экологический романтизм», композиции художника переполняет любовь к Родине.

Да и его отношение к своей коллекции светится патриотизмом – он хотел, чтобы она навсегда осталась в России, потому что заложенные в произведения смыслы поймет душой только русский человек.

Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля —
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Отец часто напевал эту песню, ведь она и про его судьбу. С детства Алексей Зеля мечтал стать биологом, посещал кружок юных натуралистов, вел дневник наблюдений за живой природой. Каждое лето, проводя каникулы у бабушки в Подмосковье, он просиживал в канаве за домом. Зарисовывал цветы и растения, сверялся с определителем, учил их латинские названия. А еще изучал насекомых и животных, населяющих этот микромир.

"Русское поле", 1983 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Русское поле", 1983 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Окончив школу и отслужив три года в армии, Алексей Зеля поступил на Биологический факультет МГУ. На втором курсе, на практике, он познакомился со своей будущей супругой Ольгой, закружилась любовь, родилась дочка. Чтобы содержать молодую семью, пришлось покинуть Университет. Позволить себе сидеть на шее у родителей он не мог.

Все как в песне. Детская мечта не сбылась, но открылось его истинное предназначение, его судьба. Алексей Зеля пошел рабочим на завод, освоил профессию кварцедува, а затем стал художником. Знания в области биологии не пропали даром – его любимые растения, птицы и насекомые воплотились в стекле.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

Не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не «притянуть за уши» к этим строкам еще один факт биографии Алексея Зеля. Эта песня впервые прозвучала в фильме «Новые приключения неуловимых» из уст белого офицера. Отец Алексея – Олег Зеля – потомственный военный, его отец (расстрелян в 1920г), как и тот персонаж был офицером и до своего последнего вздоха служил России.

Чем интересна композиция «Русское поле»

«Русское поле» создано в 1983 году. Это четвертая крупная работа Алексея Зеля (первые три: «Белые хризантемы», «Поганки» и «Вдохновение»). В ней, как и в «Поганках», он прибегает к «лягушачьей перспективе» - мы смотрим от земли наверх. Подобный ракурс художник считал наиболее выигрышным в природной теме.

«Русское поле» - это воплощенные в стекле детские впечатления художника. Именно таким маленький Алеша воспринимал свой микромир в детстве, лежа в траве на животе.

Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент
Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент

Работа относится к начальному периоду творчества художника, а в ней уже в полной мере раскрыто высшее мастерство кварцедува. Тончайшие звенящие колоски с ровными длинными остьями – сложнейшее в исполнении изобретение Алексея Зеля, которое пока так никто и не смог повторить.

Восхищает ботаническая точность папоротника и детализация насекомых, а уже эти изящно выгнутые усики у кузнечиков…

Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент
Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент

Не могу обойти стороной технические нюансы, на которые обратит внимание лишь профессионал в области стеклопластики. Какая чистая работа! Идеальная прозрачность кварцевого стекла, отсутствие белого налета даже в самых сложных местах крепления, незаметные глазу места спайки через крылышки стрекоз, необходимые для надежности конструкции. Через эти узлы Алексей Зеля создавал прочный каркас хрупкому изделию, не забывая при этом о сохранении художественной композиции!

Создавая «Русское поле», Алексей Зеля еще не задумывался о будущей передвижной выставке и не заботился о размерах своих творений. В 90-х он бы наверняка сделал ее покороче, чтобы проще было перевозить (об этом см статью ниже). И хорошо, что ему не пришлось сдерживать полет фантазии! Тогда бы мы не смогли любоваться «полем» во всей его красе.

Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент
Алексей Зеля. "Русское поле", фрагмент

Еще одной особенностью произведения является то, что оно прекрасно смотрится с любого ракурса. Таких у Алексея Зеля всего несколько – обычно на выставках мы ставим их в центре зала без заднего фона на просвет. Кузнечики расположены так, что они одинаково четко читаются и с лица, и с оборота. Ну а само «лицо» отличается только тем, что спереди три стрекозы, а сзади только одна.

Сама бы я назвала эту композицию очень чистой и искренней. В ней определенно заключена частичка души Алексея Зеля. Такие работы находят особый отклик в сердцах посетителей наших выставок. Обстоятельства сложились так, что она не попала в экспозицию. А нам с мамой повезло, что мы имеем возможность в любой момент окунуться в этот чудесный мир хрустальных цветов, стрекоз и кузнечиков.

---

ДОПОЛНЕНИЕ ПО ТЕМЕ: