Привет.
Сейчас, когда практически «из каждого утюга» мы слышим о наступающем мировом экономическом кризисе, о том, что вот-вот наступит рецессия, фондовые биржи обвалятся, а деньги «съест» инфляция, я хочу рассказать вам историю одного из самых первых банковских кризисов XX века. Постараюсь показать, что кризис – это конечно неприятно, но по сути он является неким фильтром, или водоразделом, который убирает старые и не отвечающие новым веяниям экономические и управленческие модели. А современным, которые чутко реагируют на запросы рынка, т.е. в первую очередь нас потребителей, позволяет подняться к новым высотам. Так было всегда, и в 2008 и в 2000 году в США, наши 1998 и 2014 годов, да и во все предыдущие кризисы прошедших веков.
Итак, я буду сегодня говорить о финансовом кризисе, т.к. это тоже биржевая история.
Банковская паника 1907 года.
Историки говорят, что одним из главных драйверов того кризиса, стало разрушительное землетрясение в Сан-Франциско 18 апреля 1906 года. Город лежал в руинах, 80% зданий пострадало или было разрушено, три тысячи человек погибли, а три четверти населения остались без крова. Естественно, для устранения последствий данного стихийного бедствия, были брошены все ресурсы, в том числе и финансовые. Страховые выплаты попросту разорили страховые компании, денег в стране стало катастрофически не хватать.
На фоне нехватки ликвидности началось падение индекса Dow Jones. Еще в начале 1906 года он превышал 100 пунктов, но к лету снизился на 18%. Помимо этого, федеральным законом было запрещено поднимать цены на железнодорожные перевозки. А акции железных дорог составляли на тот момент существенную долю вышеназванного индекса, и снова падение котировок. Нестабильность и волатильность рынков вызывает отток капиталов из страны, деньги «уходят» в Европу. Для предотвращения этого явления Банк Нью-Йорка поднимает учетную ставку. Да, прибыли по облигациям растут, но и кредиты становятся дороже в обслуживании. Это еще один удар по рынкам. К октябрю 1907 года Dow Jones падает еще на 25%.
Волатильность и нестабильность рынков вызывает интерес у спекулянтов, и это усиливает эффект. За день колебания индекса могло составлять несколько процентов. Простые инвесторы начинают массово разорятся. Многие «сильные игроки» для контроля цен на сырье, и акции своих компаний начинают создавать - корнеры. Именно попытка создание такого корнера и стала спусковым механизмом для "Черного октября".
Август Хайнце, он был одним из трех «медных королей» США. Его целью была покупка, и последующая перепродажа по более высокой цене акций United Copper Company (Объединенной Медной Компании). И сначала все было хорошо, скупка началась 14 октября и уже 15 акции вышеназванной компании взлетели до $60, но 16 они рухнули до $10. Хайнце вложил в эту сделку все, и прогорел. Его компаньоны, видя такое положение дел спешно стали выводить деньги из компании. «Медный король» - банкрот. Уже 20 октября клиринговая палата Нью-Йорка запрещает Хайнце заниматься финансовой деятельностью. Но действия, неудачливого спекулянта, имеют эффект домино. На грани банкротства оказывается один из главных акционеров United Copper Company, третий по величине траст Нью-Йорка Knickerbocker Trust Company, вкладчики, видя ситуацию на рынке бросились забирать из него свои деньги. Глава компании Чарльз Барни обращается за помощью к одному из самых богатых и влиятельных людей фондового рынка того времени Джону Моргану. Морган, для изучения ситуации, требует финансовый отчет компании, но не получает его, в помощи отказано, 24 октября Knickerbocker Trust Company – банкрот. Начинают «сыпаться» и другие финансовые организации, 27 октября 1907 года власти Нью-Йорка сообщаю о своей неплатежеспособности. На рынках хаос.
Ситуацию спасает все тот же Джон Морган. Видя складывающуюся ситуацию он покупает облигации города на $30 миллионов, а затем поглощает практически обанкротившиеся компании. Его начинания поддерживают и другие «сильные игроки», сначала Джон Пирпонт из собственных средств кредитует на льготных условиях банки страны, затем к этому процессу подключаются Джон Рокфеллер, Якоб Шифф, Эдвард Гарриман и Томас Райан. Общая сумма помощи, финансовым организациям США, составила $200 миллионов. Попутно, эта компания мультимиллионеров, обращается к биржевым спекулянтам, с требованием прекратить продажи акций на рынке. Ситуацию удается стабилизировать.
Экономика США, после событий «черного октября» пребывала в состоянии рецессии четыре года. Промышленное производство упало на 11%, безработица выросла до 8%. А индекс Dow Jones к концу 1907 года составлял всего 43,04 пункта, потеряв за два года около 60% своей стоимости.
Но, как я уже говорил выше, финансовый кризис – это своего рода очищение, и изменение к лучшему. Власти США усвоили тот урок, кредитно-денежная политика была пересмотрена. А через 6 лет в США была создана - Федеральная Резервная Система (ФРС), которая контролирует все банки, и управляет финансовой политикой страны.