Как-то раз скрестили квадрокоптер и магнитометр, и получилась беспилотная авиационная система, помогающая быстро и точно проводить геологоразведочные работы. Может, за беспилотной магниторазведкой будущее? На этот и другие вопросы ответит Дмитрий Гоглев, руководитель геофизического направления компании «Геоскан». Это новый герой нашей рубрики «10 вопросов».
Чем занимается геофизик?
Он изучает подземное пространство и физические свойства горных пород (проводимость, сопротивление, намагниченность, плотность и т. д.). При их исследовании геофизик может с большой долей вероятности предположить, какая именно порода находится на такой-то глубине и в таком-то месте.
Геофизик всегда ездит на полевые работы?
Здесь выбор каждого: кто-то предпочитает камеральную обработку данных, кто-то — полевые работы. Большинство выбирает выезды, и я тоже их люблю. Это изучение новых территорий и ландшафтов, знакомство с новыми людьми. Несомненно, тяжело уезжать на несколько месяцев каждый сезон, но это того стоит. Я знаю людей, которые по 60 лет ездят в поля и очень довольны своей жизнью.
Как связаны беспилотники и геофизика?
10 лет назад я совершенно не предполагал, что два технически сложных устройства — беспилотник и геофизический прибор — могут быть совместимы. Однако нашлось достаточно простое решение: нужно было сделать надежный беспилотник, который мог бы правильно нести точный геофизический прибор. Нашей компании это удалось: мы создали комплекс «Геоскан 401 Геофизика». Квадрокоптер точно огибает линию рельефа, а магнитометр выполняет детальную съемку.
Есть также и другие полезные нагрузки, которые можно устанавливать на беспилотник. Например, гамма-спектрометр. Гамма-спектрометрия — это дополнительный геофизический метод, который дает информацию по другим свойствам пород, отличным от магнитометрии. Также есть попытки поставить на БВС георадар, электроразведочное оборудование и даже гравиметр, которые на данный момент не дают достаточных данных и вряд ли могут полностью «убить» наземный способ их получения. Однако я уверен, что в будущем эти попытки увенчаются успехом, и беспилотные комплексы с такими приборами облегчат жизнь всем геологам и геофизикам.
Почему магнитометр висит на коптере, а не прикреплен к нему?
Магнитометр — это прибор, который улавливает любые изменения магнитного поля, связанные с различными магнитными элементами. Например, при выполнении наземной магнитной съемки нельзя ходить в одежде с железными замочками и заклепками, потому что они дают большие помехи на устройство. Соответственно, при разработке нашего комплекса мы решили отвести наш магнитометр от БВС, потому что он дает большие помехи из-за наличия в нем электрических моторов, высокоемкостных батарей и металлических деталей. Это достаточно простое решение, и оно нам дает право заявлять, что девиаций, то есть помех, на магнитометр от беспилотника нет.
Тем не менее я не могу сказать, что это единственное решение. У наших партнеров есть положительные результаты использования магнитометра, прикрепленного непосредственно к беспилотнику. У них более сложная процедура камеральной обработки, подразумевающая ведение поправок и учет девиационной составляющей от носителя.
Коптер летает и ищет полезные ископаемые?
Сама по себе магнитометрия выполняет задачу получения геологического картирования, а не поиска. К примеру, у вас есть лицензионный участок в 100 кв. км. Месторождение не может занимать всю территорию, и вам нужно определить наиболее перспективные места для поиска. Соответственно, можно залетать всю площадь магниткой, получить данные, а после их анализа предположить, что только 10 % из 100 кв. км являются перспективными — и именно этим участкам необходимо уделить дальнейшее внимание.
Напрямую с помощью беспилотной магниторазведки можно найти железную руду и те руды, которые содержат в себе много металлических элементов, дополнительно рассчитав ее объем и глубину залегания.
Для каких еще задач применяется магниторазведка?
Помимо геологоразведочных задач, которые, несомненно, являются основными для магнитометрии, наш комплекс «Геоскан 401 Геофизика» также используется и для задач археологии. Например, при длительном воздействии температуры на глину в ней появляются окислы, приобретающие со временем незначительную намагниченность. Поэтому в местах долгого нахождения кострищ, печей или свалки старых битых глиняных горшков есть слабоамплитудная, но повышенная аномалия магнитного поля. Благодаря тому что наша беспилотная система позволяет фиксировать минимальные погрешности, мы можем помогать археологам.
Самое простое — магнитометр может найти кусок железа. Недавно мы ездили искать танк! Один мой хороший знакомый сказал, что, будучи ребенком, при обмелении реки он нырял с башни танка. Я два года пытался доехать до товарища. В итоге мы доехали, провели съемку, нашли огромную аномалию, но при заверочных водолазных работах выяснилось, что так фонит свайное поле от недостроенного моста или переправы.
Магнитные бури влияют на работы?
Да, магнитные бури однозначно вносят свои коррективы (они называются вариационными погрешностями). На вариации магнитного поля Земли могут влиять солнечные, лунные активности и, соответственно, магнитные бури. Для этого в обязательном порядке фиксируется не только магнитное поле с магнитометра при его передвижении по линии профиля, но и магнитное поле на вариационной станции, которая статично стоит в пределах участка на одном месте и каждую секунду или один раз в несколько секунд измеряет изменения вариаций магнитного поля. Такие изменения могут быть связаны как с магнитными бурями, так и проехавшим рядом грузовиком. В любом случае такие влияния можно и нужно учитывать при камеральной обработке.
Какая самая необычная командировка?
Наверное, это выезды за пределы нашей страны. Да, у нас красиво: высокие горы, водопады, большие обрывы, скалы, однако за границей (я работал в Буркина-Фасо, Мьянме, Лаосе, Израиле, Саудовской Аравии) вдобавок к природным красотам добавляется еще и местный колорит, связанный с религией и образом жизни людей. Поэтому больше всего мне запомнились именно заграничные командировки. Например, мы искали в Мьянме горючий сланец, и в один из дней к нам подошел местный пастух и спросил, чем мы занимаемся. Мы ему ответили: «Мы ищем полезные ископаемые». Он взял с земли камень и сказал: «Не надо искать, вот они», и поджег его. Камень просто загорелся.
За беспилотной магниторазведкой будущее?
Я бы сказал, что за беспилотной магниторазведкой настоящее, потому что те объемы, которые сейчас на себя берет беспилотная часть, уже давно превысили объемы наземной съемки. Более того, беспилотная съемка достаточно недорогая по сравнению с классической авиацией.
В данный момент не все геофизические приборы возможно поставить на беспилотник из-за их физических ограничений (где-то необходим тяжелый генератор, где-то нужно большое и хорошее заземление или отсутствие вибрации). Это все накладывает большие ограничения на использование таких полезных нагрузок, но специалисты работают в этом направлении. Они понимают, что пролететь на беспилотнике 330 км/день, как это делаем мы, намного выгоднее, чем пройти пешком 5 или в лучшем случае 10 км за то же самое время. Поэтому за беспилотниками и будущее, и настоящее!
Смотрите также другие интервью с нашими специалистами:
#геофизик #беспилотник #аэромагнитнаясъемка #магнитометр #бпла #дрон #геоскан #беспилотнаямагниторазведка