Время почти ничего не сохранило из обстановки спальни Павла I в Михайловском замке. Но нас дошел важнейший немой свидетель убийства "Русского Гамлета" - любимая картина императора висевшая в изголовье его кровати.
Саму кровать Павла I современные художники представляют как на этом рисунке: пышная барочная резьба, вензеля, позолота и т.п. Но кровать императора на самом деле была аскетичной и простой:
После убийства Павла I кровать из его спальни увезли в Гатчинский дворец, где она сохранялась до начала Второй Мировой войны и была утрачена во время немецкой оккупации 1941-1944 годов.
А вот так выглядит картина, которая висела в изголовье этой кровати:
Диптих (2 парных картины) со сценой "Благовещения" знаменитого итальянского художника Гвидо Рени приобрела для Эрмитажа еще Екатерина Великая в 1773 году.
В Петербурге новые картины императрицы вызвали всеобщее восхищение. Вероятно, в это время на них и обратил внимание цесаревич Павел Петрович, которому в то время было 19 лет.
Поэтому, когда в конце 1800 года началась убранство интерьеров Михайловского замка, Павел I приказал забрать из Эрмитажа "Архангела Гавриила" и повесить в его опочивальне. При этом "Дева Мария" осталась в Зимнем дворце.
Писатель Август Коцебу, описывая Михайловский замок уже после смерти Павла I, отметил, что над кроватью убитого царя висел "Ангел но не хранитель" тем самым как бы намекая, что картина не спасла своего мистически настроенного хозяина.
Через некоторое время новый император Александр I вернул "Архангела Гавриила" в Эрмитаж. Но в 1827 году, теперь уже Николай I подарил "Благовещение" Гвидо Рени вдовствующей императрице Марии Федоровне в память об убитом муже.
Императрица увезла обе картины в Павловск, где украсила ими личный кабинет "Фонарик".
В наши дни картины Гвидо Рени висят в Павловске на своих исторических местах. Но, к сожалению, рассмотреть их, следуя обычным туристическим маршрутом, почти невозможно.