Найти тему
Кинокружок Курилова

Достойные российские мелодрамы в 21 веке (часть 3)

На этот раз не чистые любовные мелодрамы, скорее семейное кино. Фильмы совершенно разные. Один про путешествие во времени с исправлениями семейных ошибок прошлого по лекалам «Назад в будущее», второй – про стремление качественно и с интересом к жизни провести время на пенсии.

Кадр из к/ф «Быть».
Кадр из к/ф «Быть».

«Быть»: исправить 1993 год

Осень 1993 года никто не предотвратит, тут дела личные. Рэпер Илья (Олег Гаас) по кличке Ил-76 идет к успеху. На важный баттл приходит его отец, сидевший 25 лет, чем пользуется конкурент, рэпер Бошка.

Росший без родителей Илья отрекается от отца и говорит лишнее, ломая карьеру. После поездки с философски настроенным дедом-таксистом (Фёдор Добронравов) Илья попадает в январь 1993 года. И получает три дня исправление своей жизни.

Вопросы про будущее отпадают быстро, стрельба на Арбате убеждает. Переночевав в еще стоящем бассейне «Москва», Илья сталкивается с бандитами и узнает, что с ними связаны его будущие родители. Сначала Илья все портит, подстраивая расставание отца с беременной мамой и готовя себе обеспеченное детство в США. А затем решает все исправить.

Сначала кажется, что ключевым событием станет концерт с участием Киркорова, Кая Метова, Ветлицкой и других артистов. Затем выходит, что зрители зря размечтались. Ну, да ладно. Зато в фильме звучит не самый плохой рэп, немало авантюр и интриг, есть где погрустить и призадуматься. Да еще присутствуют изящные арт-вставки, когда герой увлекается мечтами и фантазиями о своем детстве.

Кадр из к/ф «Быть».
Кадр из к/ф «Быть».

В 2019 году режиссер и автор сценария Александр Ковтунец снял короткий метр «Быть», сыграв там доктора, что в 1992 году убедил молодую пару рожать ребенка. События полного метра перекликаются с этой историей, там тоже стоит вопрос отказа от ребенка, из-за денег и опасности навредить здоровью мамы главного героя.

Только герой Ковтунеца уже другой – мрачный авторитет Валера, не лишенный положительных качеств. Он тоже отчасти связан с системой здравоохранения.

Кадр из к/ф «Быть».
Кадр из к/ф «Быть».

Также в полном метре есть антипод короткометражного доброго доктора Петра Алексеевича. Что не удивляет: к 1993 году рыночек вымыл остатки совести у многих профессионалов.

«Огород»: всё свое и натуральное

Санаторий под Смоленском. Граждане лежат в соляной пещере, а представлять себя должны в лесу, под магнитофонную запись птиц. «Прекратите пение птиц, оно раздражает нас. И вообще сейчас зима, а не лето, вы путаете нас!» – теряет терпение один из отдыхающих.

Кадр из к/ф «Огород».
Кадр из к/ф «Огород».

В санатории Зоя (Валентина Теличкина) третий год общается с Валерием из Курска (Юрий Кутафин), у которого дома жена. На этот раз Зое сказали, что больше не примут без сопровождения, так как возраст. Валерий говорит, что в следующий раз приедет с супругой. Обещает звонить...

Летом Зоя занимается огородом около почти развалившегося отцовского дома, а в Брянске живет с сестрой Эллой (Ольга Лапшина), которая не любит выходить из квартиры. Дети подбадривают родителей. Зое даже прикатили в деревню трейлер, чтобы было где спать (дом-то старый). Нормальная спокойная жизнь, без серьезных потрясений и без уныния.

«Огород» участвовал в ММКФ-2022. Соавтор сценария и режиссер Лариса Садилова не первый раз снимает простое кино о жителях провинции: таким был ее предыдущий фильм «Однажды в Трубчевске», участник программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

Города, деревня, разговоры в поездах, санаторий... Действие по-житейски естественное, его натуральность на контрасте подчеркнута намеренно наигранными вставками тревожных снов Зои да эпизодов из сериала «Зрячая» про деревенскую гадалку, что смотрит Элла.

Есть тут и небольшие музыкальные паузы, новое поколение исполняет старые песни, вроде пахмутовской «Нежности». Весьма душевно.

Кадр из к/ф «Огород».
Кадр из к/ф «Огород».

Неторопливая история, смесь семейной драмы с мелодрамой и ромкомом. В сети фильм сурово представлен как драма, что может отпугнуть часть аудитории (это можно понять, ведь в российском кино возможность столкнуться с чернухой велика), но на самом деле эта картина настолько легка и без надрыва, что тут больше подходит слово драмеди.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Достойные российские мелодрамы в 21 веке (часть 2)
Достойные российские мелодрамы в 21 веке (часть 1)