Всем нам с детства знакома "Сказка о Рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, и если спросить людей о чем она, то большинство ответит, что сказка о волшебной рыбке, исполняющей желание вздорной, алчной старухи, которая не смогла вовремя остановится в своей жадности и, в итоге, оказалась у разбитого корыта. Есть еще один персонаж – старик, к нему, как правило, все относятся с симпатией и жалостью. Но так ли все просто? Предлагаю проанализировать отношения супругов сказки с психологической точки зрения.
Итак, что нам известно о семье главных персонажей сказки: они женаты «ровно тридцать лет и три года» - итого 33 года. Проживают "у самого синего моря" в "ветхой землянке" (углубленное в землю жилище с перекрытием, присыпанное землей). Он – рыбак, она – рукодельница.
И жили бы они так и дальше, если бы однажды, во время очередной рыбалки, старик не поймал золотую волшебную рыбку, которая предложила ему «откуп» за свою жизнь. Старик отказывается от предложенных благ и отпускает рыбку просто так, и несмотря на то, что живет в полной нищете, да еще и за день он не выловил ни одной рыбки, кроме этой. Идет домой и…
Вот тут-то и начинается самое интересное.
Старик делится с супругой историей о невероятном чуде, которое с ним произошло и о своем милосердии.
А она, казалось бы, должна была запрыгать от радости до прогнившего потолка их ветхой землянки, и вместо того, чтобы порадоваться за мужа (который, на минуточку, только что целых три раза забрасывал невод в море, пусть даже и не принес ни одной рыбешки), эта «сварливая баба» закатывает настоящий скандал на ровном месте.
Дед в недоумении, он ей про чудо, а она ему про какое-то разбитое корыто.
Мы видим, что эта семейная пара имеет давний конфликт, который вылился у старухи в яркую вербальную агрессию. Это явное следствие давно нарастающего напряжения. Очевидно, что женщина находится в состоянии нервного срыва, устав от нищеты и необустроенности быта, от полной безысходности существования. Согласно транзактному анализу, в конфликте она занимает позицию карающего Родителя, осыпая оскорблениями мужа.
Муж, в свою очередь, занимает позицию пассивного Ребенка, который не противоречит замечаниям и оскорблением своего разгневанного Родителя. Полная инфантильность супруга подчеркивается всеми его поступками и состоянием быта. Такое ощущение, что он вообще не в курсе проблем, за решение которых он несет равную ответственность с женой.
Налицо и полное нарушение коммуникации между супругами. Прожив вместе 33 года, муж совершенно не знает и не понимает, что нужно его жене, в каком эмоциональном и психическом напряжении она находится. В свою очередь, супруга, очевидно, полностью разочарована и уже не верит, что ее муж в состоянии решать бытовые проблемы без помощи золотой рыбки. В то же время, она не в состоянии спокойно донести до него информацию, высказать свои претензии без скандала, и не понимает, что, ведя себя как Родитель, она психологически «кастрирует» своего мужа, делая его все более беспомощным и растерянным ребенком.
Что же делает старик? Он молча идет к морю, кликать рыбку. И дальше снова доказывает свою инфантильность, ведя себя уже как бунтующий «Ребенок», жалуясь «по-мужски» рыбе на невыносимый характер своей жены, и просит у РЫБЫ (!!!) новое корыто, полностью снимая с себя ответственность за происходящее.
Воротясь домой, он обнаруживает свою жену в еще большем гневе. Та, осознав, что дед не врал на счет рыбьего волшебства, понимает, что сильно сглупила, сделав такой маленький заказ. Но, как свойственно истерическим натурам, тут же проецирует свою вину на мужа, устраивает очередной скандал и уже просит новый дом.
Старик снова молча проглатывает обиду, двигаясь четко по сценарию жертвы, вновь идет жаловаться рыбке и история повторяется.
Налицо согласующийся невроз, - супруги застряли в паттернах своего поведения, составляющих порочный круг активной и пассивной агрессии, никто из них не в силах выйти их этих деструктивных отношений. Каждый из них страдает, не получая в отношениях значимых для себя ресурсов.
Интересно еще и то, как ловко старуха, которая, напоминаю, 33 года прожила в полной нищете с «кастрированным» мужем, подстраивается под резкие перемены в жизни: меняет туалеты, ведет себя согласно роли, которую должна исполнять знатная дама. Складывается такое ощущение, что она буквально создана для роскошной жизни, так легко дается ей эта роль. Это еще одно подтверждение истерического характера бабки.
А вот дед, напротив, ни разу не изменяет своей инфантильной роли, он крайне зависим от супруги, от ее мнения, полностью лишен своего «Я», он слепо играет роль жертвы, полностью снимает ответственность за свою жизнь, демонстрирует депрессивный характер. Ему, в некоем роде, обладая слабым характером, удобна эта роль и он даже не пытается из нее выйти. Дед ничего не готов менять, не готов бороться и так уже «тридцать лет и три года».
В конце всей этой истории, даже у волшебной рыбки, которая невольно была втянута в эти брачные игры, сдают нервы. В последнем диалоге с дедом, даже у нее, благодарной ему за спасение жизни, возникает гнев и презрение к этой парочке. Вспомним какой шторм происходит в море и как она, не сказав ни слова, молча уплывает, махнув плавником на этих невротиков и вернув им ту самую депрессивную обстановку, которую они сами себе создали.