После поражения при Манцикерте в 1071-м году Византийская утратила свои многолюдные и богатые анатолийские провинции. И в результате в экономическом плане она стала лишь тенью себя прежней. По стране прокатилась череда феодальных бунтов и народных восстаний, Болгария вновь получила независимость, и многие балканские владения тоже отпали.
Со временем императору стали подчиняться только географически изолированные провинции, населенные одними этническими греками – Восточная Фракия, окрестности Трапезунда и Никеи, Морея и, частично, Эпир. Все закончилось взятием крестоносцами Константинополя в 1204-м году, которые пришли сюда под предлогом поддержки законного государя. Город был разграблен, его население разбежалось, целые кварталы заселили европейцы.
Тем не менее, Константинополь был взят мусульманами только в 1453-м году, когда все земли вокруг уже давно были оккупированы, и у византийских правителей не было ни снабжения, ни резервов.
Почему же турки так долго не могли взять город?
В 11-м веке сельджуки откусили больше, чем могли проглотить и переварить. Их держава занимала территорию от Средиземного моря до Афганистана, от Кавказа до Иерусалима. Все это принадлежало не сплоченной и централизованной державе, а, непрочной коалиции кочевых племен. В Средней Азии они не знали единства, так почему же они должны быть едиными тут? Через десятилетия после основания Сельджукской империи она погрязла в феодальных распрях, и Конийский султанат с тогдашней Византией оказался примерно на равных.
Позднее грекам сильно помогли крестоносцы. Пускай, восточные и западные христиане не всегда выступали единым фронтом, европейцы оттянули силы мусульман и вернули империи часть ее малоазиатских территорий. А затем случилось монгольское нашествие, после которого сельджукское могущество пало.
Османский бейлик возник в конце 13-го столетия, в 1320-1330-е годы получил независимость от монголов, начал осуществлять завоевания в Европе в 1350-1360-х годах, но далеко не сразу набрал силу. А когда он был близок к поглощению греческого царства, пришел Тамерлан, который нанес туркам-османам очень серьезный удар. После Ангорской битвы 1402-го года Османская империя фактически распалась, и ее повторное объединение заняло не один десяток лет. Это предоставило Византии некоторую передышку.
Тем не менее, главная причина невероятной стойкости Константинополя была все-таки не в том. Несмотря на то, что его стены мало подходили для применения артиллерии, даже в 15-м веке это был исключительно хорошо укрепленный город. За его тысячелетнюю историю он не раз подвергался осадам со стороны персов, арабов, аварских и славянских орд, русских варягов, болгар, да и самих греков. При этом, был захвачен он только один раз – и при существенной поддержке местных жителей.
Турки-османы вовсе не являлись мастерами осады. До появления мощных пушек (а до этого следовало еще дожить), они осаждали византийские города годами и даже десятилетиями. Бурсу и Никею они не могли захватить по двадцать лет. Правда, там, скорее, были блокады, а не осады.
Немаловажным было также то, что Константинополь – это приморский город. Чтобы его захватить, следовало иметь мощный флот. А его не так уж просто построить, тем более, для континентальной тюркской державы. Для решения этого вопроса был нужен опыт и несколько спокойных десятилетий.
Ну и конечно не стоит забывать, что контроль над проливами был стратегически важен для генуэзцев и венецианцев. Это позволяло держать в своих руках как ближневосточную, так и восточноевропейскую торговлю, а потому византийские императоры долгое время могли рассчитывать на существенную помощь со стороны запада.
Тем не менее, когда у османов появились пушки, которые могли разрушать стены и топить корабли, ни одна сила в мире не могла сохранить христианским этот великий, но обессилевший город.