Найти в Дзене

Хрущёвки Кёнигсберга на Ленинском проспекте

С чего в Калининграде начиналась улица № 1 и к чему она пришла сейчас

Вид на Ленпроспект от вокзала до Преголи (бывшая улица Маяковского). Фото сделано в начале 80-х со здания кинотеатра «Октябрь» (ныне – концертно-театральный комплекс «Дом искусств»)
Вид на Ленпроспект от вокзала до Преголи (бывшая улица Маяковского). Фото сделано в начале 80-х со здания кинотеатра «Октябрь» (ныне – концертно-театральный комплекс «Дом искусств»)

Сегодня по такому поводу наверняка устроили бы грандиозное шоу. А тогда всё прошло более чем буднично. 16 апреля 1963-го в местной печати появилась крохотная заметка: в ознаменование 22 апреля – дня рождения Ленина – улицы Маяковского и Житомирская объединяются в Ленинский проспект (соответствующее решение горисполком принял 17.04.1963).

Горожане с оптимизмом встретили новость об учреждении в Калининграде главной улицы (снято на остановке в новом сквере, где десять лет спустя построят кинотеатр «Октябрь»)
Горожане с оптимизмом встретили новость об учреждении в Калининграде главной улицы (снято на остановке в новом сквере, где десять лет спустя построят кинотеатр «Октябрь»)

Таким образом, с главной городской улицей определились, когда бывший Кёнигсберг уже почти двадцать лет был нашим. Это, конечно, показательный факт, говорящий о многом. И о том, насколько сильно пострадал город в войну. И о том, до чего бедно жила страна. И о том, как же долго не было уверенности насчёт будущего этой трофейной земли.

А так окрестности нынешнего Дома искусств выглядели в конце 50-х
А так окрестности нынешнего Дома искусств выглядели в конце 50-х

Но шли годы, суровую зиму позднего Сталина сменила хрущёвская оттепель. Пояс, туго затянутый после войны, мало-помалу отпускали. А в то, что область «отдадут Германии», уже куда меньше верили. Значит, пора по-настоящему благоустраивать Калининград. И начать было решено с центральной части. А остальное, как говорится, приложится.

Где сердце города – там и главная транспортная артерия. По словам бывшего директора института «Калининградгражданпроект» Владилена Адрианова, впервые задача «сделать улицу» от вокзала к центру перед проектировщиками была поставлена в конце 50-х.

– Возможности местных строителей в ту пору не выходили за рамки двух-трёхэтажных домов. Исходя из этого и был разработан первый проект: цепочка двухэтажных зданий от привокзальной площади до разводного моста возле разрушенной биржи*.

* Ныне – Музей изобразительных искусств.

Ещё один остановочный пункт без излишеств на главной улице города. За полуразрушенной Кёнигсбергской биржей слева виднеются руины Королевского замка, справа – руины Кафедрального собора
Ещё один остановочный пункт без излишеств на главной улице города. За полуразрушенной Кёнигсбергской биржей слева виднеются руины Королевского замка, справа – руины Кафедрального собора

Вместе с тем специалисты понимали значимость этой улицы. И потому сами же выступили с резкими возражениями против подобного проекта, который с точки зрения архитектуры просто загубил бы будущий Ленпроспект. Было не просто убедить власти подождать. Но, к счастью, удалось. Хотя – не совсем. Да, перспективную улицу № 1 не застроили двухэтажными домиками, это факт. Тем не менее уже в 1959 году в районе будущего проспекта всё-таки началось строительство. О его последствиях – чуть ниже.

Улица Маяковского (будущий Ленпроспект) в районе пересечения с улицей Багратиона
Улица Маяковского (будущий Ленпроспект) в районе пересечения с улицей Багратиона

Что не вызывало споров, так это направление будущей главной дороги. Одной половиной её должна была стать улица Житомирская. Это сегодня от неё остался лишь «аппендикс». А раньше она простиралась от площади Победы до Преголи. Другая половина нынешнего Ленпроспекта (от реки до площади Калинина) – это бывшая улица Маяковского.

А это уже новорождённый Ленпроспект всё в том же районе пересечения с улицей Багратиона
А это уже новорождённый Ленпроспект всё в том же районе пересечения с улицей Багратиона

К началу 60-х калининградская стройиндустрия «подросла». Появился и новый проект улицы № 1 – уже с домами в пять этажей и девятиэтажными вставками. В газетах писали, что «пройдёт не так уж много времени, и наш город будет по праву гордиться широким, просторным, озеленённым проспектом, носящим имя великого Ленина». На деле, расчистив руины, на их месте начали возводить хрущёвки. Да, они позволили в короткий срок множество людей переселить из бараков и коммуналок. Но глаз хрущёвки, прямо скажем, не очень радуют.

Так в 60-х выглядела другая половина Ленпроспекта (экс-улица Житомирская). Снимок сделан с Дома профсоюзов (ныне там располагается банк)
Так в 60-х выглядела другая половина Ленпроспекта (экс-улица Житомирская). Снимок сделан с Дома профсоюзов (ныне там располагается банк)

Они поныне стоят по всему Калининграду, едва ли украшая его. Что же касается в результате такой застройки архитектурно убитого Ленпроспекта, то особенно невыразительным, провинциальным, уныло-однообразным получился участок от площади Победы до Преголи (где и начали строить ещё с конца 50-х). Во-первых, здесь вообще не возвели высотных вставок. Во-вторых, построенные дома оказались даже не пяти, а четырёхэтажными. Что сделало ещё неказистее и сами хрущёвки, и весь район.

А здесь мы смотрим на бывшую Житомирскую от монумента «Мать-Россия» (только тогда там был лишь постамент с торчащей из него арматурой, оставшейся от демонтированного памятника Сталину)
А здесь мы смотрим на бывшую Житомирскую от монумента «Мать-Россия» (только тогда там был лишь постамент с торчащей из него арматурой, оставшейся от демонтированного памятника Сталину)

Знающие люди понимали, что это не просто некрасиво, что закладывается архитектурная мина для потомков. Уже летом 1963-го в Калининград приехали специалисты столичного института «Гипрогор». Сутки напролёт они проводили на новорождённом проспекте, привлекая к своей работе местных коллег, работников горисполкома, коммунальщиков, строителей.

Одним из итогов того мозгового штурма стала программная статья «Ленинский проспект» главного архитектора Калининграда Владимира Ходаковского, которая 17 ноября 1963-го вышла в «Калининградской правде». Учитывая то, в какое время она была написана, и должность автора, статья – на удивление смелая. Суть её: главная улица города – никакая, весь вид портит.

Однако гораздо больше места в статье было уделено не критике, а тому, как исправить ситуацию. Ходаковский писал: необходимо изменить «силуэт застройки». Четырёхэтажные хрущёвки нужно повысить хотя бы на один этаж. Между ними возвести павильоны, где разместились бы торговые и бытовые учреждения. А в узловых точках улицы возвести дома повышенной этажности, которые «держали» бы пространство.

Главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский таким видел район бывшей биржи
Главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский таким видел район бывшей биржи
А вот современный вид этого района – как говорится, найдите отличия
А вот современный вид этого района – как говорится, найдите отличия

Также главный архитектор предлагал новый мост через Преголю строить не вместо двух разводных немецких (где теперь и проходит первая эстакада), а сделать его продолжением соседней улицы Серпуховской, идущей параллельно Ленпроспекту. Эта магистраль должна была взять на себя основной транспортный поток. Ленпроспекту же отводилась роль «торгового центра и прогулочного бульвара», доступного только для легковых автомобилей.

Ленпроспект в 70-х на участке от улицы Багратиона до Краснооктябрьской/Полоцкой. Пробок здесь ещё долго не будет
Ленпроспект в 70-х на участке от улицы Багратиона до Краснооктябрьской/Полоцкой. Пробок здесь ещё долго не будет
А тут обзор участка уже от улицы Багратиона до эстакадного моста. Сегодня столько машин на Ленпроспекте бывает разве что ночью
А тут обзор участка уже от улицы Багратиона до эстакадного моста. Сегодня столько машин на Ленпроспекте бывает разве что ночью

А два старых моста на оси проспекта Ходаковский хотел реконструировать. Он вообще был за то, чтобы сохранить как можно больше из того, что уцелело от Кёнигсберга. Так, рекомендовал властям привести в порядок уцелевшую часть Королевского замка, устроив там музей.

Такой (с встроенными в новый советский город остатками Королевского замка) в 1963 году Ходаковский видел Центральную площадь со стороны нынешней первой эстакады
Такой (с встроенными в новый советский город остатками Королевского замка) в 1963 году Ходаковский видел Центральную площадь со стороны нынешней первой эстакады
На сегодня территория в районе замка всё ещё в стадии осмысления. Обнесённые забором остатки замковых подвалов и фундаментов, раскопанные археологами, в декабре 2022-го были снова закопаны (официально – «законсервированы методом повторного погружения в грунт»)
На сегодня территория в районе замка всё ещё в стадии осмысления. Обнесённые забором остатки замковых подвалов и фундаментов, раскопанные археологами, в декабре 2022-го были снова закопаны (официально – «законсервированы методом повторного погружения в грунт»)
– Из-за замка Владимир Васильевич и лишился своей должности, – рассказывал много лет спустя Вадим Еремеев, один из старейших и заслуженных архитекторов Калининграда. – От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…

В 90-х начались разговоры о реконструкции Ленпроспекта. А именно: расселить и снести хрущёвки, взамен построив что-то красивое и современное. Но в бюджете денег на это не находилось. Инвесторы же не рвались вложиться в «проект века».

Дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как Калининград оказался в числе городов, которым доверили принимать матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Ленпроспект был назначен протокольным маршрутом мундиаля. И власти постановили: если не можем пока избавиться от хрущёвок, давайте хотя бы «припудрим» их фасады.

Многим простым калининградцам понравилось то, как в 2015 году начали менять свой облик хрущёвки
Многим простым калининградцам понравилось то, как в 2015 году начали менять свой облик хрущёвки

Для затравки «переосмыслили» пару зданий на нечётной стороне в начале проспекта. И первый блин вышел не комом: старые советские дома заиграли новыми красками. Однако чиновники остались недовольны результатом: курс-де взят на историзм, а его-то как раз и маловато будет. Так что следующие объекты решили более радикально реконструировать под старину. В «ганзейском стиле», как это формулировалось.

А вот чиновники остались недовольны первыми двумя домами: маловато, мол, историзма
А вот чиновники остались недовольны первыми двумя домами: маловато, мол, историзма

Что получилось по факту реконструкции? Внешняя бутафория а-ля Кёнигсберг – и никаких перемен внутри. А ведь в давным-давно выработавших свой ресурс хрущёвках многое действительно ещё Хрущёва помнит. Вот народ, глядя на «онемеченные» советские дома и отреагировал: хрущёвки Кёнигсберга…

Многие, впервые увидев «онемеченный» Ленпроспект, решают, что всё это и правда – ещё немецкие дома. В общем, есть теперь в Калининграде и такое чудо – хрущёвки Кёнигсберга
Многие, впервые увидев «онемеченный» Ленпроспект, решают, что всё это и правда – ещё немецкие дома. В общем, есть теперь в Калининграде и такое чудо – хрущёвки Кёнигсберга

При этом фасадные ремонты причиняли жильцам немало, мягко говоря, неудобств (в частности, из-за разобранных крыш люди жили с тазиками). Немудрено, что чем дальше, тем сложнее было уговаривать народ соглашаться на реновацию. А когда уговорили-таки самых упорных (из дома № 35–37), «ганзейский стиль» им уже не грозил. Признано, что это был перебор, и подход к ремонту фасадов стал, скажем так, гибче. Что можно наблюдать уже в разных концах города – и в том числе на Ленпроспекте. Где теперь меняет свой облик и вторая его половина.

Дом № 35–37 сумел отбиться от бутафории в «ганзейском стиле», и ждёт уже другого ремонта
Дом № 35–37 сумел отбиться от бутафории в «ганзейском стиле», и ждёт уже другого ремонта

Так, гораздо веселее стали выглядеть советские здания возле экс-биржи. Расцвела старая кёнигсбергская трёхэтажка на углу с проспектом Калинина (уточним, что формально она относится к площади Калинина). А весной 2023-го всеобщее внимание было приковано к дому № 111–117. На это словно бы помолодевшее бывшее здание Дирекции имперских железных дорог ещё и вернули воссозданный акротерий «Движение и время».

Таким теперь стало бывшее здание Дирекции имперских железных дорог
Таким теперь стало бывшее здание Дирекции имперских железных дорог
Воссозданный акротерий сперва был без часов – они ещё находились в работе у часовых дел мастера Евгения Миронова
Воссозданный акротерий сперва был без часов – они ещё находились в работе у часовых дел мастера Евгения Миронова
В июне 2023-го установили и часы. Кроме того, акротерий ощетинился шипами – чтобы у птичек не возникало желание присесть и, так сказать, дополнить произведение искусства
В июне 2023-го установили и часы. Кроме того, акротерий ощетинился шипами – чтобы у птичек не возникало желание присесть и, так сказать, дополнить произведение искусства
Диаметр часов – 815 мм. У них герметичный корпус из нержавеющей стали, алюминиевые сбалансированные стрелки, защитное поликарбонатное стекло. Управляются часовой станцией с GPS-ГЛОНАСС коррекцией. С наступлением сумерек зажигается светодиодная подсветка. Также в тёмное время суток включается архитектурная подсветка фасада здания и акротерия
Диаметр часов – 815 мм. У них герметичный корпус из нержавеющей стали, алюминиевые сбалансированные стрелки, защитное поликарбонатное стекло. Управляются часовой станцией с GPS-ГЛОНАСС коррекцией. С наступлением сумерек зажигается светодиодная подсветка. Также в тёмное время суток включается архитектурная подсветка фасада здания и акротерия

А вообще в 2023–2024 годах самые масштабные работы на Ленпроспекте развернулись в районе Дома искусств. Там параллельно шли и реконструкция сквера с памятником Ленину, и ремонт зданий на нечётной стороне улицы. Правда, кое-какие новации вызывают у прохожих недоумение и насмешки.

С 2007 года на Ленпроспекте возвышается и «фирменный» памятник – Ленину
С 2007 года на Ленпроспекте возвышается и «фирменный» памятник – Ленину
Раньше он стоял не здесь, а на площади Победы. Однако про тот скандальный переезд нужно рассказывать отдельно (ссылка – чуть ниже)
Раньше он стоял не здесь, а на площади Победы. Однако про тот скандальный переезд нужно рассказывать отдельно (ссылка – чуть ниже)

[о нелёгкой судьбе калининградского памятника Ленину – здесь]

Проведены работы и на одном из самых приметных строений Ленпроспекта – доме № 34. Правая из башен, если ехать с эстакадного моста к вокзалу (которая стала в итоге... опять близнецом левой). И на этом процесс реновации калининградской улицы № 1 явно не остановится.

Вслед за левой башней в том же стиле поменяли фасад и правой башни (строительные леса были сняты в июле 2023-го)
Вслед за левой башней в том же стиле поменяли фасад и правой башни (строительные леса были сняты в июле 2023-го)

В общем, проспект, несмотря на солидный возраст, отнюдь не стоит на месте. И, как и полагается главной дороге города, устремлён в будущее, не боясь нового. Новое, правда, порой оказывается хорошо забытым старым. А реализация этих архитектурных «воспоминаний» может обернуться хрущёвками Кёнигсберга.

А вот так и не обжитый Дом Советов, к которому ведёт главная улица, в 2023 году начали разбирать...
А вот так и не обжитый Дом Советов, к которому ведёт главная улица, в 2023 году начали разбирать...

[о несчастливой судьбе Дома Советов – здесь]

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также: