Кого боятся бомжи и как выглядит «забинтованный» дом, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости», отправившись с сотрудниками МЧС в рейд по заброшенным зданиям столицы.
С 10 по 28 апреля в Беларуси проводится традиционная республиканская пожарно-профилактическая акция «За безопасность вместе!». Упор делается на посещении домовладений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, инвалидов и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении. Обследуются также чердаки, подвалы и технические помещения жилых домов, открытые территории, гаражные кооперативы. Не обходят стороной спасатели и заброшенные дома. Оценили состояние некоторых из них с официальным представителем Минского городского управления МЧС Ольгой Мельченко и инженером Московского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Дмитрием Пыкавым.
Народный контроль
Служебная машина остановилась на ул. Разинской у дома № 95. Здание в ужасающем состоянии: окна заколочены, от крыши остались одни воспоминания…
Попасть на придомовую территорию труда не составило. Поближе к зданию пробираемся осторожно: земля усыпана различным хламом. Хорошо, что внимательно смотрел под ноги, — едва не наступил на торчащий из старой доски гвоздь.
Пройдя вглубь двора, убеждаемся, что в полуразрушенную лачугу тоже можно проникнуть, — кто-то проделал лаз.
— Вообще-то ограничение доступа на территорию и в пустующее жилище — обязанность собственника, — отметила О. Мельченко.
А дальше произошло неожиданное: вдруг где-то рядом кто-то негромко произнес: «Ку-ку». Из развалин того, что раньше было сараем, на нас смотрел мужчина.
— А что вы здесь делаете? — поинтересовались проверяющие.
— Я родственник хозяйки. Она живет сейчас в деревне под Минском. Хочу выкопать несколько кустов, они здесь уже не нужны.
Неожиданности на этом не закончились: к нам неслышно подошла пожилая женщина. Представилась Ильиничной и сообщила, что присматривает за этим строением:
— Живу в доме неподалеку, на восьмом этаже, мне оттуда все видно. Я волонтер общества спасения животных. Меня все местные бомжи знают.
— И много их здесь ходит? — уточнили мы.
— Раньше было больше. Зимой сюда трое заявились, я дымок заметила. Отругала их и пригрозила вызвать милицию — сразу ушли. Здесь же все было плотно заколочено, но пробрались-таки с наступлением весны. Кстати, неподалеку есть «забинтованный» дом, как мы его называем, — туда бомжи тоже приходили. Тех я также выгнала! С хозяйкой дома созваниваемся, она живет в Польше. Но приезжает периодически, обкашивает участок, старается поддерживать там порядок.
— Надо, чтобы и здесь было так же, — резонно заметила О. Мельченко.
— Нужно, конечно, но это самое худшее место на улице, — вздохнула Ильинична.
«Забинтованный» дом
Подходим к этому строению и становится понятно, почему народная молва его так нарекла: дом № 91 обтянут защитной сеткой. Здесь внешне все выглядит намного лучше — ни дверь, ни окна не поддались. Правда, с тыльной стороны ход в подпол нашли открытым — с устрашающей надписью «Крысы!».
— Там собака живет. В прошлом году у нее щенки были, так что туда точно никто не пробрался бы. Да и сейчас лучше быть поосторожнее — она сразу бросается, — предупредил Д. Пыкавый.
Впрочем, обошлось без эксцессов — должно быть, животное куда-то убежало по своим неотложным делам.
А мы прошли немного и остановились у еще одного заброшенного дома по адресу: 7-й Железнодорожный переулок, 10/2. Одна половина дома жилая. А что вторая — пробраться невозможно? Увы, убрать преграду в виде листа шифера, прикрывавшего оконный проем, оказалось проще простого. Так и до беды недалеко.
— Информацию о ненадлежащем противопожарном состоянии домов адресуем их собственникам, а также направляем в районную администрацию и прокуратуру. В нынешнем году уже отправлено 13 таких писем, вынесены 2 представления с требованием об устранении нарушений, — подчеркнула О. Мельченко. — Далее последует повторная проверка. Если сдвигов к лучшему не будет, собственник получит штраф.
Справочно
Три загорания произошли в неэксплуатируемых строениях столицы с начала нынешнего года (за аналогичный период 2022-го — также три). На учете в городском управлении МЧС 164 таких здания.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также: