На одном из Дзен-каналов в качестве иллюстрации к воспоминаниям князя Николая Борисовича Голицына о событиях периода Заграничного похода русской армии 1813-14 гг. использовался портрет автора мемуаров, на тот момент – адъютанта генерал-майора Георгия Арсеньевича Эммануэля. Вот этот портрет
Сказать, что портрет выглядит подозрительно – это ничего не сказать. Его автор (судя по небрежной манере – современный художник) крайне смутно представлял, что он изображает. Поэтому вместо нормального ментика, полагавшегося при гусарской форме, в которой представлен портретируемый, на плечах героя изображена какая-то странная накидочка, на которой пуговицы (видны на левом борту) изображены отдельно (!) от шнуров, а крест ордена Св. Владимира 4-ой степени не имеет ленты. В общем – дурь.
Но самое главное, что меня смутило, - этот тот факт, что Н.Б. Голицын по идее вовсе не должен был носить гусарского мундира. В доступных мне его биографиях (то есть прежде всего Википедии, потому что большинство остальных материалов, посвященных князю, пересказывает ее же) содержатся неполные сведения о местах его службы. После окончания Пажеского корпуса в 1810 г. служил «где-то» (пробел в данных), в начале Отечественной войны 1812 г. определён ординарцем к князю П. И. Багратиону, после смерти полководца служил адъютантом у нескольких генералов, в том числе упомянутого выше Г.А. Эммануэля, числясь в шефском полку последнего – Киевском драгунском. Затем переведен в Лейб-гвардии Павловский полк, через некоторое время вышел в отставку. Вернулся на службу и, насколько можно понять, до окончательного выхода в отставку состоял по армии (то есть не числился в конкретной части) и служил адъютантом сначала у А.П. Ермолова, потом – у И.Ф. Паскевича. Впоследствии стал известным музыкантом. В период Крымской войны сформировал из своих крестьян ополченческую дружину, с которой принял участие в обороне Севастополя.
Как видим, гусарские полки среди мест службы Н.Б. Голицына не фигурируют. Да, есть «пробел» в начале его военной карьеры, но портрет не относится к этому периоду. При этом существует портрет (правда, доступен лишь его снимок ужасного качества), изображающий Голицына в 1820-е гг. Обычный общеофицерский сюртук, отсутствие усов – в общем никакой «гусарщины». Качество снимка и ракурс изображения не позволяют соотнести внешность изображенного на портрете с персонажем «изначального» портрета
Но откуда взялся странный «портрет Н.Б. Голицына» в гусарском мундире? Если он принадлежит кисти (кисти ли?) современного художника, скорее всего, он основан на каком-то более раннем изображении. Так и есть. Яндекс с Гуглом помогают найти таковое. Вот оно
К сожалению, и это изображение доступно нам вот в таком катастрофическом качестве. Насколько можно понять, этот портрет находится в частной коллекции и стал известен после того, как был воспроизведен в изданной в 1964 г. в Париже биографии Бетховена (Н.Б. Голицын был страстным популяризатором творчества композитора в России и переписывался с ним).
Воспроизведение, конечно, очень грубое, но здесь уже виден нормальный ментик с меховой опушкой (который автор современного портрета не смог правильно перерисовать), знак ордена Св. Владимира 4-ой степени с лентой (которую автор современного портрета не заметил) и некая медаль – скорее всего, «В память Отечественной войны 1812 г». Обе эти награды у Н.Б. Голицына действительно были. Но помимо них у него был знак отличия Военного ордена, полученный им еще до производства в офицеры. А на портрете он отсутствует, хотя обязательно должен.
Широко известный (по крайней мере, в узких кругах) знаток русского мундира А.Г. Малов-Гра, будучи спрошен об этом портрете, идентифицировал его как изображение штаб-офицера армейского гусарского полка периода 1814-21 гг. По крайней мере, по имеющимся у нас сведениям, в этот период Н.Б. Голицын служил сначала в Киевском драгунском, а затем – в Лейб-гвардии Павловском полках. Таким образом, все больше аргументов пользу того, что на портрете изображен не Николай Борисович Голицын!
Но кто же это тогда может быть? Стоит отметить, что в ряде интернет-материалов цветной «изначальный», то есть современный портрет, с которого мы и начали нашу статью, подается как изображение декабриста Владимира Фодосеевича Раевского. Этой «версией» мы можем сразу смело пренебречь – В.Ф. Раевский служил сначала в артиллерии, позднее в пехоте, потом в Малороссийском кирасирском полку, затем – «имея здоровье слишком слабое» для службы в кавалерии, опять в пехоте. К гусарам отношения никогда не имел и гусарского мундира никогда не носил.
Некоторая надежда забрезжил у меня, когда я увидел вот это
Это фото одной из комнат в усадьбе Голицыных в г. Мичуринск Тамбовской области, в которой жил Николай Борисович Голицын. Видите портрет на стене слева? Это же портрет, явно «родственный» и нашему «изначальному» аляповатому современному портрету и его «источнику», известному нам в плохой черно-белой репродукции! Неужели нашелся прототип или, по крайней мере, близкий к нашим спорным изображениям достоверный портрет, по которому мы наконец установим личность изображенного? Для этого его нужно найти в нормальном качестве и желательно с аннотацией-описанием.
На странице мичуринского музея в Госкаталоге музейного фонда РФ «портрет с левой стены» почему-то отсутствует. После неимоверных героических усилий мне каким-то образом удалось найти любительский снимок этого портрета в нормальном ракурсе
Но тут же меня ждало и разочарование. Это современный портрет – «Художник А.В.Воронов, 1995 г.» Его автор чуть более «в теме», чем автор «изначального» портрета, по крайней мере он смог верно изобразить гусарский ментик. Но нам это ничего не дает – портрет явно перерисован все с той черно-белой репродукции из парижской книги о Бетховене с «предустановленным знанием» о том, что это Н.Б. Голицын.
Что дальше? Куда бедному крестьянину податься? У меня нет доступа к спискам штаб-офицеров русских армейских гусарских полков периода 1814-21 гг.с имевшимися у них наградами. А если бы и был, у меня нет каталога их портретов, чтобы можно было бы уточнить физиономическое сходство с персонажем нашего портрета. Похоже – все, тупик.
Вот разве что…
В процессе поиска портретов Н.Б. Голицына попался портрет другого представителя этого разветвленного рода – Ивана Федоровича. Иван Федорович Голицын в июне 1815 г. в чине подполковника переведен в Белорусский гусарский полк, в котором числился до декабря 1822 г., когда был уволен со службы в чине полковника с мундиром и пенсионом полного жалования. У него имелся орден Св. Владимира 4-ой степени с бантом.
Некоторые различия во внешности И.Ф. Голицына с персонажем нашего «изначального» портрета можно вполне объяснить грубым качеством черно-белой репродукции из парижского издания. А тот факт, что И.Ф. тоже относился к роду Голицыных, дает основания предполагать, что персонажи портретов из какого-то собрания, связанного с Голицыными, в определенный момент оказались просто перепутаны. Вот только есть одно «но». И.Ф. Голицын по болезни не участвовал в кампаниях 1812-14 гг., поэтому не имел медали «В память Отечественной войны 1812 г.», предположительно изображенной на портрете, представленном в черно-белой репродукции. В общем, пока непонятно….
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.