Найти в Дзене
Исторические мелочи

Николай Борисович? Вряд ли. Но, возможно, Иван Федорович

На одном из Дзен-каналов в качестве иллюстрации к воспоминаниям князя Николая Борисовича Голицына о событиях периода Заграничного похода русской армии 1813-14 гг. использовался портрет автора мемуаров, на тот момент – адъютанта генерал-майора Георгия Арсеньевича Эммануэля. Вот этот портрет

Сказать, что портрет выглядит подозрительно – это ничего не сказать. Его автор (судя по небрежной манере – современный художник) крайне смутно представлял, что он изображает. Поэтому вместо нормального ментика, полагавшегося при гусарской форме, в которой представлен портретируемый, на плечах героя изображена какая-то странная накидочка, на которой пуговицы (видны на левом борту) изображены отдельно (!) от шнуров, а крест ордена Св. Владимира 4-ой степени не имеет ленты. В общем – дурь.

Но самое главное, что меня смутило, - этот тот факт, что Н.Б. Голицын по идее вовсе не должен был носить гусарского мундира. В доступных мне его биографиях (то есть прежде всего Википедии, потому что большинство остальных материалов, посвященных князю, пересказывает ее же) содержатся неполные сведения о местах его службы. После окончания Пажеского корпуса в 1810 г. служил «где-то» (пробел в данных), в начале Отечественной войны 1812 г. определён ординарцем к князю П. И. Багратиону, после смерти полководца служил адъютантом у нескольких генералов, в том числе упомянутого выше Г.А. Эммануэля, числясь в шефском полку последнего – Киевском драгунском. Затем переведен в Лейб-гвардии Павловский полк, через некоторое время вышел в отставку. Вернулся на службу и, насколько можно понять, до окончательного выхода в отставку состоял по армии (то есть не числился в конкретной части) и служил адъютантом сначала у А.П. Ермолова, потом – у И.Ф. Паскевича. Впоследствии стал известным музыкантом. В период Крымской войны сформировал из своих крестьян ополченческую дружину, с которой принял участие в обороне Севастополя.

Как видим, гусарские полки среди мест службы Н.Б. Голицына не фигурируют. Да, есть «пробел» в начале его военной карьеры, но портрет не относится к этому периоду. При этом существует портрет (правда, доступен лишь его снимок ужасного качества), изображающий Голицына в 1820-е гг. Обычный общеофицерский сюртук, отсутствие усов – в общем никакой «гусарщины». Качество снимка и ракурс изображения не позволяют соотнести внешность изображенного на портрете с персонажем «изначального» портрета

-2

Но откуда взялся странный «портрет Н.Б. Голицына» в гусарском мундире? Если он принадлежит кисти (кисти ли?) современного художника, скорее всего, он основан на каком-то более раннем изображении. Так и есть. Яндекс с Гуглом помогают найти таковое. Вот оно

-3

К сожалению, и это изображение доступно нам вот в таком катастрофическом качестве. Насколько можно понять, этот портрет находится в частной коллекции и стал известен после того, как был воспроизведен в изданной в 1964 г. в Париже биографии Бетховена (Н.Б. Голицын был страстным популяризатором творчества композитора в России и переписывался с ним).

Воспроизведение, конечно, очень грубое, но здесь уже виден нормальный ментик с меховой опушкой (который автор современного портрета не смог правильно перерисовать), знак ордена Св. Владимира 4-ой степени с лентой (которую автор современного портрета не заметил) и некая медаль – скорее всего, «В память Отечественной войны 1812 г». Обе эти награды у Н.Б. Голицына действительно были. Но помимо них у него был знак отличия Военного ордена, полученный им еще до производства в офицеры. А на портрете он отсутствует, хотя обязательно должен.

Широко известный (по крайней мере, в узких кругах) знаток русского мундира А.Г. Малов-Гра, будучи спрошен об этом портрете, идентифицировал его как изображение штаб-офицера армейского гусарского полка периода 1814-21 гг. По крайней мере, по имеющимся у нас сведениям, в этот период Н.Б. Голицын служил сначала в Киевском драгунском, а затем – в Лейб-гвардии Павловском полках. Таким образом, все больше аргументов пользу того, что на портрете изображен не Николай Борисович Голицын!

Но кто же это тогда может быть? Стоит отметить, что в ряде интернет-материалов цветной «изначальный», то есть современный портрет, с которого мы и начали нашу статью, подается как изображение декабриста Владимира Фодосеевича Раевского. Этой «версией» мы можем сразу смело пренебречь – В.Ф. Раевский служил сначала в артиллерии, позднее в пехоте, потом в Малороссийском кирасирском полку, затем – «имея здоровье слишком слабое» для службы в кавалерии, опять в пехоте. К гусарам отношения никогда не имел и гусарского мундира никогда не носил.

Некоторая надежда забрезжил у меня, когда я увидел вот это

-4

Это фото одной из комнат в усадьбе Голицыных в г. Мичуринск Тамбовской области, в которой жил Николай Борисович Голицын. Видите портрет на стене слева? Это же портрет, явно «родственный» и нашему «изначальному» аляповатому современному портрету и его «источнику», известному нам в плохой черно-белой репродукции! Неужели нашелся прототип или, по крайней мере, близкий к нашим спорным изображениям достоверный портрет, по которому мы наконец установим личность изображенного? Для этого его нужно найти в нормальном качестве и желательно с аннотацией-описанием.

На странице мичуринского музея в Госкаталоге музейного фонда РФ «портрет с левой стены» почему-то отсутствует. После неимоверных героических усилий мне каким-то образом удалось найти любительский снимок этого портрета в нормальном ракурсе

-5

Но тут же меня ждало и разочарование. Это современный портрет – «Художник А.В.Воронов, 1995 г.» Его автор чуть более «в теме», чем автор «изначального» портрета, по крайней мере он смог верно изобразить гусарский ментик. Но нам это ничего не дает – портрет явно перерисован все с той черно-белой репродукции из парижской книги о Бетховене с «предустановленным знанием» о том, что это Н.Б. Голицын.

Что дальше? Куда бедному крестьянину податься? У меня нет доступа к спискам штаб-офицеров русских армейских гусарских полков периода 1814-21 гг.с имевшимися у них наградами. А если бы и был, у меня нет каталога их портретов, чтобы можно было бы уточнить физиономическое сходство с персонажем нашего портрета. Похоже – все, тупик.

Вот разве что…

В процессе поиска портретов Н.Б. Голицына попался портрет другого представителя этого разветвленного рода – Ивана Федоровича. Иван Федорович Голицын в июне 1815 г. в чине подполковника переведен в Белорусский гусарский полк, в котором числился до декабря 1822 г., когда был уволен со службы в чине полковника с мундиром и пенсионом полного жалования. У него имелся орден Св. Владимира 4-ой степени с бантом.

Неизвестный художник «Портрет подполковника князя Ивана Федоровича Голицына»
Неизвестный художник «Портрет подполковника князя Ивана Федоровича Голицына»
Неизвестный художник «Портрет подполковника князя Ивана Федоровича Голицына»
Неизвестный художник «Портрет подполковника князя Ивана Федоровича Голицына»

Некоторые различия во внешности И.Ф. Голицына с персонажем нашего «изначального» портрета можно вполне объяснить грубым качеством черно-белой репродукции из парижского издания. А тот факт, что И.Ф. тоже относился к роду Голицыных, дает основания предполагать, что персонажи портретов из какого-то собрания, связанного с Голицыными, в определенный момент оказались просто перепутаны. Вот только есть одно «но». И.Ф. Голицын по болезни не участвовал в кампаниях 1812-14 гг., поэтому не имел медали «В память Отечественной войны 1812 г.», предположительно изображенной на портрете, представленном в черно-белой репродукции. В общем, пока непонятно….

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.