В прошлой своей работе я поделилась с вами информацией о том, как я познакомилась с Дизартрией.
В этой же статье хочу обратить ваше внимание на моменты, которые были упущены мной при воспитании моего ребенка. О чем я сейчас очень сожалею. Если бы в то время я больше занималась с интонациями, была более эмоциональна с ребенком, возможно, его речь в настоящее время была бы более насыщенной.
О чем я буду писать? О развитии речи и дыхании у ребенка до года.
Первый год жизни является очень важным для развития отделов мозга, связанных с формированием произвольных движений и речи.
За двигательной активностью ребенка я тщательно наблюдала. А вот на развитие речевой функции на первом году жизни не обратила внимание. Меня вполне устроило то, что ребенок реагировал на окружающий мир и гулил.
Я знала, что до 3-летнего возраста моторные и речевые функции развиваются синхронно.
И если с двигательной активностью у ребенка все хорошо, то и с развитием речи и письма в дальнейшем не должно быть проблем.
Ребенок закричал при рождении, ручки и ножки двигаются, а это свидетельствует о достаточной зрелости соответствующих отделов мозга.
Я обратила внимание на тонус в руках и ногах. Мышечный тонус в сгибателях преобладал над разгибателями, и это была норма для здорового новорожденного.
На крик ребенка я тоже обратила внимание, он был громкий и требовательный. Но, вот какое дыхание было при крике, я не знаю. В норме крик должен быть звонкий и продолжительный с коротким вдохом и удлиненным выдохом.
Уже вскоре после рождения голос приобретает различные оттенки.
Так, крик «голода» отличается от крика, связанного с другими ощущения дискомфорта. И я ориентировалась в том, что хочет ребенок при крике.
Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.
Интонационное изменение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. Этот период совпадает с определенным этапом развития моторики.
В 1,5–2 месяца жизни ребенок начинает держать голову, разжимать и сжимать кулачки, удерживать вложенный в руку предмет.
В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к нему.
К 2–3-м месяцам жизни появляется гуление. Это может быть кряхтение, повизгивания.
Начинают выделяться звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э), некоторые согласные (п, м, б, г,к,х), обусловленные сосанием и глотанием.
Гуление усиливается при эмоциональном общении с взрослым. Дети пристально смотрят в лицо говорящего человека. Если взрослый улыбается, а интонации радостные, то дети повторяют мимические движения и подражают голосовым реакциям.
В этот период активно развивается моторика рук. Ребенок тянет руки ко рту, глазам, носу. Я помню, что приходилось надевать рукавички на ручки ребенка, чтобы он себя не поцарапал.
На третьем месяце жизни ребенок начинает поднимать руку и рассматривать ее.
К 6 месяцу ребенок точно и быстро схватывает предметы и это первые произвольные движения, связанные с формированием зрительно-моторной координацией.
Между 5-м и 6-м месяцами жизни начинается следующий этап развития моторики и речи. В этот период ребенок пробует присаживаться, следит за перемещением предмета, начинает лепетать. Появляется что – то похожее на слоги.
Лепет тесно связан с появлением ритмических движений ребенка. Взмахивая руками или подпрыгивая на руках у взрослых, он повторяет слоги. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения.
Дальнейшее развитие речи связано с обязательным слуховым и зрительным контактом. На этом этапе ребенок подолгу повторяет один и тот же слог (например, га-га-га), внимательно слушая себя.
Ребенок начинает слушать других людей, понимать слова. Чем больше взрослый общается с ребенком, тем лучше ребенок понимает обращенную к нему речь.
После 8-ми месяцев звуки, не соответствующие родному языку, постепенно начинают угасать. Часть лепетных звуков, которые не соответствуют слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с речевым окружением. Очень важно в это время петь песенки ребенку на своем родном языке.
Ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: «ба-ба», «мама». В 10–12 месяцев дети уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка.
Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова. В это время можно поиграть с интонационной окраской – произносить слово с разной интонацией и мимикой – и наблюдать, как ребенок пытается его повторить. Вот этот момент я упустила в своем воспитании.
Сроки и темп развития понимания речи окружающих и формирования устной речи расходятся.
Уже в 7–8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и ищет глазами в ответ на вопрос: «Где мама?» и т.п.
При многократном повторении взрослым слов в сочетании с предметом у ребенка образуется связь между предметом и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести.
Первые слова появляются к концу первого года жизни.
Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики.
Ребенок начинает делать первые шаги, начинает возить и толкать предметы, мять и рвать бумагу, крошить хлеб и т.д.
Вертикальное положение тела способствует овладению новыми навыками: открывание и закрывание дверей, вытаскивание ящиков, попытки залезть на стул, и т.д.
В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев. И здесь уже можно говорить о мелкой моторике, что очень важно для развития речи. Постепенно развивается ориентировка в пространстве.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек.
У девочек слова появляются на 8–9 месяце жизни, у мальчиков — на 11–12 месяце.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи.
Уже в возрасте 3–6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций.
Но основная нагрузка на развитие дыхательной системы ложится после года. И об этом мы поговорим в моей следующей статье.
Надеюсь, что мой материал окажется полезным, и вы не допустите тех ошибок, которые совершила я.