В России было около 40 институтов благородных девиц, во всяком случае, столько их насчитывалось перед революцией. Здесь воспитывали настоящую элиту, главное отличие которой от современной было в том, что институтки много работали и подчинялись строжайшей дисциплине. Потому девушки с нетерпением ждали праздников.
Распорядку дня институток не позавидовали бы даже солдаты-срочники. Ежедневно девочки вставали в 7 утра в выстуженных спальнях-дортуарах, умывались ледяной водой и шли на завтрак, потом были уроки, легкий обед, чтение, короткая прогулка… Распорядок не менялся никогда. По правилам девочек не отпускали домой, за исключением редких случаев, потому все праздники отмечались в стенах института. С наибольшим нетерпением девочки ждали Рождества, Святок и, конечно, Нового года.
Готовились к праздникам загодя, предвкушая, как позволят себе вкусно поесть и нормально одеться, ведь изо дня в день девочки ходили в одинаковых платьях с одинаковыми прическами. Девочки даже говорили про себя, что их словно корова вылизала. Но так было положено, и лишь на новый год разрешалось «костюмироваться». Наряды девочки придумывали и делали сами, доверив родственницам и классным дамам лишь выбор материи.
Карнавальный костюм должен быть недорогим, это правило соблюдалось неукоснительно, и, если какая-то богачка одевалась чрезмерно пышно, ее наказывали. Как-то дочь донского атамана нарядилась в роскошный костюм турчанки и надела бриллианты. Начальница велела ей снять украшения, вернула и матери и потребовала, чтобы дочь больше никогда не позволяла себе так наряжаться в стенах института.
Перед революцией в моду вошли «живые картины», и на Новый год их готовили с особой радостью — Снегурочка, снежинки, заснеженный лес с его обитателями, седой старик Дед Мороз. Все это институтки изображали самостоятельно. Старшие воспитанницы делали елочные украшения. В каждом из дортуаров ставили елку, а классы устраивали соревнования, кто лучше справится с украшением елки. Также особую елку ставили в лазарете. Ставили елки в конце декабря и зажигали свечи на них минимум на неделю. Для младших девочек елки наряжали воспитательницы.
В качестве развлечений была, например, игра в прятки. Девочки наряжались и прятали лица под масками, позволяя себе бегать по всему институту, что в обычные дни запрещалось. Прячась под масками, девочки подшучивали над другими, в новогоднюю ночь позволялось все.
Большой радостью для воспитанниц институтов благородных девиц был праздничный стол, поскольку питались они обычно скудно и однообразно. На праздники девочек кормили досыта. Перед танцами — легкий бульон с пирожками, а после — жареная дичь, телятина, гуси, пирожные. Они пили шоколад, а то и прямо в дортуарах перед сном, в нарушение всех запретов, лакомились присланными гостинцами.
Местное дворянство почитало долгом слать институткам гостинцы на праздники, даже если среди них не было родственниц, — все знали, сколько там сирот и детей бедных родителей. Некоторые дети никогда не получали подарков из дома! Благотворители присылали корзины, полные конфет, засахаренных фруктов, паштетов, булочек, орехов, марципанов. Девочки делили лакомства между собой.
В 1860-х годах, спустя век после основания институтов, воспитанницам позволили уезжать домой на праздники. Но всегда находилось немало тех, кто оставался — сироты или те, кому было далеко ехать. Для оставшихся наряжали елку. В праздничные дни они вставали поздно — в половине десятого утра. Ходили в церковь, на прогулки, читали, играли, собирались в кружок и рассказывали друг другу страшные истории, которые переходили им по наследству от прежних поколений институток. Устраивались экскурсии, их водили в театр и цирк. При этом классные дамы каждый день занимались с девочками: проводили диктанты, читали, играли на рояле. В каждом дортуаре было пианино, поэтому устраивались танцы. Девочки дарили друг другу подарки, придумывали сюрпризы, обменивались лакомствами.
Подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам много интересного о традиция Нового года в России и других странах. Например, здесь мы рассказали о рождественской сказке «Щелкунчик».