Почему темпы вложений в комплексный план пока ниже, чем год назад? Какие нацпроекты стали новыми лидерами по бюджетному исполнению? Для каких федеральных проектов государство существенно пересмотрело планы? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам первого квартала 2023 года достигло 20,7% (33,2 млрд руб.), что на 5,3 п. п. меньше, чем год назад. Несмотря на снижение нынешний уровень вложений можно считать высоким, так как на финансирование в первом квартале прошлого года влияла сильная неопределенность в экономике и желание властей ускоренно довести средства до проектов. В более спокойные аналогичные периоды 2019‑2021 годов исполнение комплексного плана находилось в диапазоне 5‑12%.
Лидером по бюджетному исполнению среди федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2023‑го стало «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» с 33,9% освоенных средств (14,9 млрд руб.). Самый низкий уровень зафиксирован у проекта по развитию железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна — 1,5% (139 млн руб.). У остальных четырех федеральных проектов исполнение находилось в диапазоне 14,5‑20,1% и оказалось более близким друг к другу, чем год назад.
Планируемые вложения в комплексный план в 2023 году составят 160 млрд руб. и будут на исторически низком уровне, что связано с завершением вложений в создание автодорог транспортного коридора Европа — Западный Китай (ЕЗК). Вместе с тем, этот объем выше почти на 31 млрд руб., чем был в первоначальном варианте законопроекта о федеральном бюджете на 2023 и 2024‑2025 годы. Основную часть дополнительных средств — 30 млрд руб. — направят на строительство ЕЗК, а еще около 1,3 млрд руб. — на развитие морских портов.
Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом квартале 2023 года составило 12,1%, что на 1,5 п. п. меньше, чем год назад. Но из‑за разных плановых расходов в нацпроект перечислили почти на треть (31,4%) больше, чем за аналогичный период прошлого года — 57,3 млрд руб. Лидером по бюджетному исполнению и объему освоенных средств стал федеральный проект «Дорожная сеть» с 15% и 29,8 млрд руб. соответственно. Наименьшее бюджетное исполнение оказалось у «Развития общественного транспорта» — 0,7% (0,3 млрд руб.). Как и в случае с комплексным планом, федпроекты БКД по уровню исполнения были ближе друг к другу, чем в первом квартале 2022‑го.
Объем планируемых вложений в БКД за последние полгода увеличили: вместо фигурировавших в законопроекте о федеральном бюджете 397,5 млрд руб. в нацпроект в 2023 году планируют направить почти на 19% больше — 471,5 млрд руб. В основном дополнительные средства уйдут в федеральные проекты «Развитие федеральной магистральной сети» (рост на 21,8%, до 212,6 млрд руб.) «Дорожная сеть» (рост на 17,2%, до 198,3 млрд руб.) и «Развитие общественного транспорта» (рост на 24,1%, до 46,4 млрд руб.). При этом сразу на 26,7%, до 6,3 млрд руб., «урезали» финансирование проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», скорее всего, из‑за того, что некоторые целевые показатели в нем уже достигнуты.
До нацпроектов в первом квартале 2023 года довели почти 600,6 млрд руб., или 20,1% от запланированных в течение года расходов, что на 4,7 п. п. меньше, чем год назад и тоже связано с аномальным ростом федеральных вложений в конце первого квартала 2022‑го. В 2019‑2021 бюджетное исполнение нацпроектов в первом квартале обычно находилось в диапазоне 12‑17%. Самый высокие темпы вложений в январе — марте 2023‑го были у национального проекта «Культура»: 51,5% (28 млрд руб.) от запланированных в течение года, благодаря ускоренному финансированию мероприятий по улучшению технологичности этой сферы. Самый низкий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — 0,6% (0,3 млрд руб.), что, вероятно, связано с упразднением профильного агентства (Ростуризм).
Объем планируемого на 2023 год финансирования всех нацпроектов с октября (момента публикации законопроекта о бюджете на ближайшие три года) вырос на 4%, до 2,98 трлн руб., то есть дополнительно на мероприятия майского указа хотят направить 115,4 млрд руб. Среди наиболее выигравших от пересмотра инфраструктурные национальные проекты — комплексный план и БКД, чьи планки подняли на 23,7% и 18,6% соответственно (до 160 млрд руб. и 471,5 млрд руб.). У девяти нацпроектов с общей суммой федеральных вложений в 2023‑м 1,96 трлн руб. рост расходов будет в пределах от 0,3% до 6,2%. Трем национальным проектам финансирование сократили: «Производительности труда» (лишь на 0,1%, до 5,1 млрд руб.), «Образованию» (на 2,4%, до 223,3 млрд руб.) и «Жилью и городской среде» (на 10%, до 160,7 млрд руб.).
Для 21 федерального проекта (составные части нацпроектов) из финансируемых в этом году 73‑х объемы вложений за последние полгода не пересматривали. До конца 2023‑го в эти проекты направят 205,3 млрд руб. Среди остальных федпроектов наиболее сильный пересмотр задел строительство транспортного коридора Европа — Западный Китай (рост более чем втрое, до 44,1 млрд руб.; комплексный план), «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (рост на 65,5%, до 8,3 млрд руб.; нацпроект «Международная кооперация и экспорт») и «Развитие общественного транспорта» (рост на 24,1%, до 46,4 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»). Существенно сократили расходы на «Молодых профессионалов» (снизили в 112 раз, до 70 млн руб.; нацпроект «Образование»), «Социальные лифты для каждого» (уменьшение на 63,5%, до 4,2 млрд руб.; нацпроект «Образование») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (на 26,7%, до 6,3 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»). На наш взгляд, такие пересмотры позитивны для создания инфраструктуры и решения экспортных проблем, но негативны для будущего развития человеческого капитала.
Читайте полную версию обзора.
Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги первого квартала 2023 года».