Найти тему
Наука и фантастика

Космос Ивана Вышнеградского

Коллаж мой.
Коллаж мой.

Иван Александрович Вышнеградский (1893-1979) - фигура, стоящая в музыке особняком, и не только потому, что он после 1920 года жил и работал за границей (в Берлине, а затем в Париже, где и скончался).

Он принадлежал к тому поколению, которое создало "русский космизм" - не столько художественное течение или направление, но скорее способ мышления, поиск собственной сущности и экзистенциальных корней не на Земле (и тем более, не в земле), а в космосе.

Существовал ли "русский космизм" в музыке? Конечно! Ярчайший пример - творчество А. Н. Скрябина (которого Вышнеградский считал своим главным кумиром и духовным наставником). А был еще Николай Обухов, которого начали изучать относительно недавно.

Не берусь сказать, насколько Вышнеградский гениален как композитор. Я плохо знаю его музыку, поскольку она звучит редко и в очень ограниченном объеме, а написал он много. Но весьма авторитетные музыканты 20 века (Оливье Мессиан, Пьер Булез, Луиджи Ноно) отзывались о нем с большим уважением. Мне, правда, кажется, что ценили скорее его смелые идеи, нежели сами произведения. Впрочем, послушать, безусловно, стоит. Личность была необычайная.

Источник: статья Брюса Матера: https://cyberleninka.ru/article/n/moi-vospominaniya-ob-ivane-vyshnegradskom/viewer.
Источник: статья Брюса Матера: https://cyberleninka.ru/article/n/moi-vospominaniya-ob-ivane-vyshnegradskom/viewer.

Одна из любимых идей Вышнеградского - освобождение музыки из замкнутой клетки равномерной темперации. Для непосвященных: знакомая нам клавиатура фортепиано с определенным порядком белых и черных клавишей подразумевает настройку, в которой все полутоны количественно равны между собой. В этой системе "до - до-диез" и "до - ре-бемоль" звучат одинаково, разница лишь в записи (не столь важно, назвать ли звук на черной клавише до-диезом или ре-бемолем). Для скрипача, на инструменте которого нет клавиш, или для певца, это не совсем так.

Схема.
Схема.

Вышнеградский и некоторые другие музыканты начала 20 века предлагали вернуть деление октавы (на схеме - расстояние от нижнего "до" до верхнего "до") на интервалы меньше, чем обычный полутон. Например, на третьетоны и чертвертитоны (то есть, "расщепить" пресловутые до-диез и ре-бемоль и другие подобные им интервалы).

А как это сделать на фортепиано? Вообще-то такие попытки предпринимались еще в 16 веке Никколо Вичентино в Италии.

Вышнеградский предложил использовать два фортепиано, настроенных по-разному, так, чтобы при совместном звучании получались вожделенные четвертитоны.

Не знаю, как кому, а мне кажется, что звучит это просто фальшиво.

Но космизм, конечно, не в экспериментах с настройкой. Они говорят о поиске композитором нового музыкального языка, нового звукового пространства.

У Вышнеградского имеется ряд крупных сочинений с "космическими" концепциями, во многом мистическими и религиозными (для русских космистов это были взаимосвязанные вещи).

В 1917 году Вышнеградский представил в качестве дипломной работы партитуру под названием "День бытия" для чтеца и симфонического оркестра. Там еще не было микротонов, но была авторская программа в духе Скрябина и прочих космистов:

Часть I. История сверхличного сознанья.
Предисловие. Из мрака Ночи Бытия занимается заря. То светоч сознанья Божественный - Дух от вечного сна пробуждается, чтоб пройти свой страдный, жизненный путь и в Безграничном, творческом росе, миры созидая, жизнь излучая, в созидании форм и миров являть себя полнее и чище, и в конце, когда завершен будет круг Бытия, в ослепительном пробуждении, в раскрытии себя совершенном, себя самого опознать и путь свой из мрака Ничто к свету Всего.
1. Космос.
И реют вокруг неясные образы, смутные... туманные... О пробуждение первое, о движенье начальное, о круг, Божественный круг, кольцо Бытия, совершенная форма! Пробил час, преступлена грань, И вот... заря разгорелась, день занимается и светом озаряет дремлющий мир. Он полон томленья, он алчет расцвета.
2. Жизнь.
Дух Бессмертный, смертною плотию ставший; и вечно стремится к раскрытию полному, вширь, навстречу миру его окружающему, но утомленный, вновь погружается в дрёму. О светоч сознанья! О пробужденье второе! И снова алчет расцвета, более сильного, более полного, и вновь погружается в дрёму. Но в этой смене движения и покоя, все яснее образы мира. И жизнь, закону жизни послушная, творческих сил переполненная, устремляется в грядущее, и в порыве своём в муках себя умножая, создаёт всё новые формы. О многообразие всего сущего! О утренние часы бытия! Но в этом расцвете всё более сильном и полном жизнь постигает грани свои, и отныне, через тварный путь рожденья и смерти, жизнь познаёт напряженность борьбы. И вот, вольные силы в безбрежном разливе всё напряжённей, все своевольней плещутся буйно о грани бытия. И вот, сама на себя обратясь, жизнь сама себя побеждает, и форма встаёт на форму в борьбе беспощадной, стремясь поглотить, уничтожить друг друга! О жизнь разделившаяся, на себя восставшая, в творчестве неустанном создающая форму за формой, во взаимной борьбе разрушающая форму за формой, в поисках лучшей, более совершенной, ты на грани победы. Час пробил, грань преступлена, и загорается светоч самосознанья.
3. Человек.
Искание смысла. И смотрит вокруг обновлённым, сознательным взором. И видит вокруг себя дивный расцвет, целый мир цветущих, сверкающих форм, богатейший, преизыбточный, им же самим в творческих муках в прошлом рождённый, ныне таинственный и непостижимый... Но в этом росте самосознанья жизнь, сама на себя обратясь, познает разделение зла и добра: Добро - силы творенья, единенья жизни, Зло - разрушения, смерти и гибели. И ужас объемлет его: Силы земные! Силы небесные! И ты, матерь земная, плодоносное лоно! Пред вашим могуществом я преклоняюсь! И мысль пробуждается: взвесить, измерить, сравнить, понять, постигнуть причины, вещами овладевая, именами вещи даруя, силою воли разумной созидая новые вещи. А кругом бушуют чуждые силы, и форма борется с формой, в борьбе мировой стремясь поглотить, уничтожить друг друга. И снова смотрит вокруг, на мир его окружающий злом ему угрожающий, в вечно текучем потоке событий непрестанно свой облик меняющий. Он ищет в нём основанья, единого, могучего, безграничного, подателя единого смысла, указателя единого пути, утешителя всех скорбей, разрешителя всех мук. Пробил час, преступлена грань, замкнулся ещё один круг.

Позднее Вышнеградский неоднократно переделывал своё раннее произведение. В нашей стране "День бытия" прозвучал в августе 2022 году в Суздале и в Москве, под открытым небом, в парке Зарядье, в исполнении Персимфанса (https://youtu.be/jQZWFZ1gkGE).

Что касается четвертитоновой темперации, то Вышнеградский создал с ее помощью сочинение под названием "Космос" для четырех фортепиано (1940). В сети имеются ноты с авторским предисловием, в котором объясняется звуковая система, на которой основана эта авторская музыкальная вселенная.

Первая страница предисловия Вышнеградского к "Космосу".
Первая страница предисловия Вышнеградского к "Космосу".

Собственно, ноты из предисловия использованы в коллаже, предваряющем эту статью.

А послушать можно здесь.

Ivan Wyschnegradsky - Cosmos, Op. 28

--

В моих фантастических романах я ни о чем таком не пишу, однако, представляя себе, как могла бы звучать музыка, созданная гениальным инопланетянином, я, естественно, учитываю то, что наизобретали композиторы Новейшего времени.

Роман "Письма Звёздному императору" выложен на Автор.тудей, на Литмаркете и на Бусти. Бесплатно. (Но там не про музыку).

А "Хранительница" на Литмаркете, Литрес и Бусти - платно.