Найти в Дзене
Наука и фантастика

Скрябин и мультимедиа

В последние годы постоянно мы встречаемся с термином "мультимедиа". Наш современник, композитор Николай Попов, работает в жанре оперы-мультимедиа, от него не отстают и некоторые другие коллеги. На самом деле идея отнюдь не нова, просто для ее впечатляющей реализации потребовался другой уровень развития технологий. Пионером идеи мультимедиа в музыке, вероятно, следует считать Александра Николаевича Скрябина (1872-1915). Он, подобно Римскому-Корсакову (творцу совершенно иного плана), обладал синестезическими способностями и так называемым "цветным" слухом. Образы тональностей ассоциировались у обоих композиторов с определенными цветовыми сферами. Есть ли в этом какая-то объективность? Вряд ли. Ведь цветовые гаммы Римского-Корсакова и Скрябина не совпадают, иногда весьма радикально (у Корсакова До мажор - белый, а не красный). Правда, все музыканты, склонные воспринимать тональности как цветовые сферы, обычно согласны в том, что Ре мажор - желтый, солнечный. Тут расхождений не бывает. И
"Прометей" Скрябина на фоне космоса. Коллаж мой.
"Прометей" Скрябина на фоне космоса. Коллаж мой.

В последние годы постоянно мы встречаемся с термином "мультимедиа". Наш современник, композитор Николай Попов, работает в жанре оперы-мультимедиа, от него не отстают и некоторые другие коллеги.

На самом деле идея отнюдь не нова, просто для ее впечатляющей реализации потребовался другой уровень развития технологий.

Пионером идеи мультимедиа в музыке, вероятно, следует считать Александра Николаевича Скрябина (1872-1915). Он, подобно Римскому-Корсакову (творцу совершенно иного плана), обладал синестезическими способностями и так называемым "цветным" слухом. Образы тональностей ассоциировались у обоих композиторов с определенными цветовыми сферами.

Цветовая гамма тональностей по Скрябину. Изображение из открытых источников
Цветовая гамма тональностей по Скрябину. Изображение из открытых источников

Есть ли в этом какая-то объективность? Вряд ли. Ведь цветовые гаммы Римского-Корсакова и Скрябина не совпадают, иногда весьма радикально (у Корсакова До мажор - белый, а не красный). Правда, все музыканты, склонные воспринимать тональности как цветовые сферы, обычно согласны в том, что Ре мажор - желтый, солнечный. Тут расхождений не бывает. И бемольные тональности обычно окрашены в приглушенные тона сине-фиолетового спектра.

Скрябину довольно рано захотелось передать свое ощущение цвета в реальном воплощении музыки. В симфонической "Поэме экстаза" (1907) он желал бы применить световые эффекты, и даже писал об этом в одном из писем, но до реализации идеи дело не дошло.

Авторская программа "Поэмы экстаза" ставит это произведение в контекст "русского космизма", поскольку экстаз здесь мыслится как вселенская категория:

Поэма экстаза - это Радость раскрепощенного Действия. Космос, то есть Дух, есть Вечное Творение без внешней мотивации, Божественная Игра Миров. Творческий Дух, то есть играющая Вселенная, не осознает Абсолютности своего творчества, подчинив себя Цели и превратив творчество в средство достижения цели. Чем сильнее бьется пульс жизни и чем стремительнее выпадают ритмы, тем яснее к Духу приходит осознание того, что он единосущен самому творчеству. Когда Дух достигнет высшей кульминации своей деятельности и будет вырван из объятий телеологии и относительности, когда он полностью исчерпает свою субстанцию и высвободившуюся активную энергию, наступит время Экстаза

Следующий шаг был сделан в симфонической поэме "Прометей" (1908-1910, первое исполнение - 1911, Москва).

В партитуре этого произведения имеется партия Света (Luce), рассчитанная на весьма примитивный, по нынешним меркам, инструмент с банальным переключением электрических светильников разной окраски.

Светомузыкальный аппарат Скрябина. Москва, Музей Скрябина. Источник: https://mirekmuseum.ru/article/1002/
Светомузыкальный аппарат Скрябина. Москва, Музей Скрябина. Источник: https://mirekmuseum.ru/article/1002/

Поскольку ноты у Скрябина соответствовали определенным цветам, то партия света могла записываться обычными музыкальными знаками.

Партия Luce - верхняя строчка партитуры.
Партия Luce - верхняя строчка партитуры.

На премьере 1911 года использовать Luce по техническим причинам не получилось. Впервые "Прометей" в световом сопровождении прозвучал в 1915 году в США, с аппаратом другой конструкции. Энтузиазма этот эксперимент не вызвал, и долгое время "Прометей" Скрябина исполнялся как чистая музыка. Партия Luce считалась причудой композитора, которая ничего не добавляет к красотам самого произведения. А оно действительно необычно, поскольку его гармония строится не по обычным принципам (мажор, минор и их сочетания), а на основе искусственно сконструированного "прометеева аккорда", из которого выводится всё остальное. Этот аккорд диссонантный, но при этом не режущий ухо, поскольку его звуки разнесены в пространстве, и каждый шаг (интервал) обладает своей окраской.

Прометеев аккорд Скрябина.
Прометеев аккорд Скрябина.

Лишь с 1960-х годов начинается традиция интерпретаций "Прометея" со световой партией, реализуемой по-разному (но, конечно, с помощью более совершенных средств, нежели пульт с цветными лампочками).

Как это может выглядеть в наше время? По-разному, в зависимости от технического оснащения зала и смелости фантазии интерпретаторов.

Запись мировой премьеры концерта "Прометей" 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга. Световая партия выполнена по системе В. Афанасьева ( http://afanasieff.ru)

Замечу от себя, что подобные мультимедийные решения более органично воспринимаются в какой-то более необычной обстановке, нежели традиционный исторический концертный зал с колоннами, лепниной, хрустальными люстрами и плюшевыми креслами.

"Прометей", конечно, не опера. Но, если воспринимать современную оперу как чисто музыкальную форму (об этом недавно говорили и Николай Попов в Электротеатре, и Владимир Тарнопольский в лекции онлайн), и если учитывать, что место действия здесь - весь космос, а герои - не люди, а сверхчеловеческие силы, то - почему бы и нет?..