"Чернокожие русские крестьяне насмешили зрителей американского сериала "Великая"" — читаю сегодня на портале "Царьграда".
"Сначала появляется чернокожая русская крестьянка. Затем на экране возникает чернокожий граф" — пишет "Царьград" о третьем сезоне этого сатирического сериала, рассказывающего западных людям о российской императрице Екатерине Великой.
А я считаю, что смех здесь неуместен, потому что Россия удивительная страна, издавна отличавшаяся от Дикого Запада своей расовой терпимостью, переходящей временами в необузданный интернационализм.
Поэтому "чернокожие графья" могут вызывать удивление только у тех, кто недостаточно хорошо знаком с нашей историей, в целом, и историей нашего кино, в частности.
Нам, "рожденным в СССР", сразу же вспоминается прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, воплощенный великим актером Владимиром Высоцким в фильме 1976 года "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил".
Абраам Петрович Ганнибал происходил из аристократического африканского рода. Попал в плен к туркам. Был вывезен из Турции в Россию, где крещен в православие. Его крестным отцом стал Петр Первый.
Ганнибал получил военно-инженерное образование и дослужился до генеральских чинов.
Он был не единственным негром, попавшим подобным образом в России. В XVIII — начале XIX века среди русских аристократов существовала мода на арапов, большинству из которых повезло меньше, чем Ганнибалу.
Так в фильме о декабристах "Звезда пленительного счастья" в свите матушки главного героя, богатой и властной барыни, зрители могут видеть чернокожую девушку.
Ну и нельзя умолчать про культовый советский фильм 1952 года "Максимка", о негритенке, ставшем русским военным моряком.
А начало этому, пожалуй, положила советская комедия 1932 года "Цирк", в которой показан принципиально разный подход к расовому вопросу у них, на Западе, и у нас.
Поэтому, надо признать, что первыми чернокожих русских стали показывать не американцы, а мы сами.
Я не исключаю, что создатели сериала "Великая" привлекли темнокожих артистов, насмотревшись наших фильмов, о которых я рассказал выше.
Все это напоминает мне о моей давней заметке "Русская ловушка". Речь там идет о древней русской традиции сначала провоцировать Запад на уничижительное отношение к себе, а когда Запад поверит в нашу ущербность и начнет вести себя соответствующим образом, начать над ним за это измываться.