Когда я говорю родителям после логопедического обследования: «Нарушен фонематический слух», все как один напрягаются. Стандартная ответная фраза: «Мы были у лора, нам сказали, что все в порядке».
Конечно, в порядке! Фонематический слух к физиологическому отношения не имеет. А значит, проблем с отоларингологом может и не быть.
Так что же это за зверь такой – фонематический слух и почему ему уделяется столько внимания?
Фонематический слух – это способность человека различать звуки речи между собой, вычленять определенный звук из звукового потока, т.е. способность звуковому анализу и синтезу.
Как правило, в норме к пяти годам фонематический слух уже полностью развит. Однако иногда природа дает сбой и тогда развитие фонематического слуха нарушается.
При этом физиологический слух ребенка полностью соответствует всем возрастным нормам. Вы разговариваете с ребенком, и он вас прекрасно слышит, ясно понимает смысл обращенной к нему речи, реагирует на ваши слова, выполняет просьбы.
Нарушение фонематического слуха часто можно определить по искажениям в речи ребенка. Такие дети страдают дефектом оглушения-озвончения, т.е. путают между собой Т и Д, Б и П, не видя разницы между ними. При более сильно выраженном дефекте возможны замены и менее похожих, а то и вовсе непохожих звуков. Например Ф и Х, Ш и Х, Т и Ц, С и Ш – вариантов великое множество. В этом случае родители, как правило, начинают беспокоиться и обращаются к специалистам, что помогает справиться с дефектом на более ранней стадии.
Если же и речь ребенка не нарушена, все звуки н произносит правильно, четко, родители могут долгое время даже не подозревать о существовании такой проблемы как нарушение фонематического слуха.
С точки зрения физиологии нарушение фонематического слуха выглядит так: звуковой сигнал попадает в первичную, а потом во вторичную зоны слуховой коры – центр Вернике, распознается и преобразуется в нейронный код. Далее сигнал поступает в речедвигательный центр коры - зону Брока, откуда поступает в артикуляционный аппарат.
Если с самого начала звуковой сигнал воспринят искаженно, так же искаженно он передается и дальше. В результате ребенок неправильно воспринимает звук и неправильно его воспроизводит и в устной и в письменной речи.
На письме вполне возможны следующие ошибки:
- перестановка букв и целых слогов в словах. Например «тармвай» вместо «трамвай», «савомар» вместо «самовар и т.д.
- замены букв фонетически близкими (похожими по звучанию): «каранташ» вместо «карандаш», «пулка» вместо «булка» и т.д.
- добавление или пропуск букв в слове: «ботинаки» вместо «ботинки», «верека» вместо «веревка» и т.д.
- недописывание слова: «паке» вместо «пакет», «шари» вместо «шарик» и т.д.
Справиться с нарушением фонематического слуха без помощи специалистов очень сложно. Но если подключить логопеда-дефектолога и нейропсихолога, проблема вполне решаема.
В зависимости от сложности дефекта, занятия могут продолжать от трех до двенадцати месяцев. В особо трудных случаях и дольше. При этом надо учитывать, что занятия должны быть регулярными, а родителям необходимо соблюдать все рекомендации и выполнять задания педагогов.
Чтобы помочь ребенку, вы можете играть с ним дома в игры, развивающие фонематический слух. Однако помните, что они не заменять полноценных занятий с логопедом и нейропсихологом!
Исправь ошибку
Взрослый читает ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Назови слово с другим звуком
На предложенное вами слово, ребенок говорит свое. заменяя звук.
П - Б
Пас – бас, пух – бух, пар – бар,
пыль – быль, почка – бочка, пока – бока,
порт – борт, панки – банки, папочка – бабочка,
плеск – блеск, плошки – блошки, запор – забор,
правый – бравый, палка – балка.
К - Г
Калина – Галина, кости – гости,
корка – горка, колос – голос,
икра – игра.
Т – Д
Таня – Даня, точка – дочка, тачка – дачка,
трель – дрель, туш – душ, творец – дворец,
ток – док, там – дам.
Похожие слова
Предложите ребенку показать предметы. Названия которых близки по звучанию.
Где мель, а где мел?
Где мишка, а где миска?
Где речка, а где редька?
Где ночка, а где дочка?
Где бочка, а где почка?
Игра “Лишнее слово”.
Взрослый четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
Игра “Поэт”.
Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол
Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису, белку, собаку).
Опустела мостовая,
И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)
Что звенит?
Взрослый показывает ребенку 3-4 звучащих предмета, игрушки. Ребенок закрывает глаза, взрослый звенит игрушкой, ребенок должен угадать, какая игрушка звенела.
Скажи, что ты слышишь.
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо — громко.
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий — бежит.
Замени в слове первый звук на звук «Г».
Взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове звук К на звук Г.
Код - …од
Кол - …ол
Крот - …рот
Колос - …олос
Кости - … гости
Корка - …орка
Кладь - … ладь
Замени в слове первый звук на звук «Г» или «К».
Взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове первый звук на звук К или Г.
Борт - …орт
ноготь - …оготь
пачка - …ачка
Буча - …уча
волос - …олос
норка - …орка
Палка - …алка
русак - …усак
хром - … гром
Исправьте ошибки Незнайки.
По небу летит... карета.
По дороге едет... ракета.
На лугу пасется. . . корона.
У царя золотая... корова.
На березе сидит... ворота.
Во дворе открыты... ворона.
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя-... (петушок).
Я сегодня утром рано
Умывался из-под... (крана).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало... (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния... (сверкнула).
Звуки поменялись местами
Взрослый читает двустишия, дети исправляют ошибки.
Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки,
У неё сломались банки (санки).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
Светлана ЛАРИНА