Роман «ОТМА. Спасение Романовых» ― литературный дебют режиссёра и сценариста Алексея Колмогорова. Он создал альтернативную историю последних дней жизни царской семьи Романовых с погонями, усталостью, пленом, сибирской тайгой и тунгусами, бесконечной дорогой в неизвестность и бесприютность. Презентация книги состоялась на сцене Музея-театра «Булгаковский Дом».
Альтернативная реальность используется как упражнение в литературном творчестве. Алексей Колмогоров пишет киносценарии, а тут роман. Да ещё с такой фантазией, которая показывает, что могло бы быть с царской семьёй, если бы ей удалось избежать трагедии в Ипатьевском доме.
― Историческое в романе только начало, ну и основополагающие факторы и характеры персонажей. Далее события развиваются совершенно не по историческому пути, ― говорит автор. ― Я работал над книгой 4 года.
Главный герой ― 20-летний мичман военно-морского императорского флота Леонид Анненков. Детство проводил с царевнами, дружил с ними, в кого-то из них был влюблён. Главы, написанные от автора, чередуются с главами, написанными героем. Мы будто читаем его дневник. В детстве он был юнгой на императорской яхте «Штандарт» и у него была возможность близко наблюдать императорскую семью и даже участвовать в детских играх с наследником. Как говорит автор, в команде яхты в одно время могли находиться до 10 юнг:
― Если мы повествуем об известном человеке, то нельзя вести это повествование от его лица. Нужно вести повествование от имени того, кто стоит рядом, кто наблюдает за ним, видим его, ― отмечает Алексей. ― Поэтому главный герой романа ― выдуманный персонаж, в основе которого лежат исторические факты.
Актёры театра и кино Елизавета Арзамасова и Станислав Беляев прочли отрывки из романа и поделились своими впечатлениями от текста.
― Я переживал весь путь главного героя, он увлекал меня с каждой новой страницей всё больше и больше, ― говорит Станислав. ― С одной стороны, книга высоколитературна, а с другой стороны, современна. Мы привыкли к бурным приключениям и любим, когда закручен сюжет. В этой книге есть и то, и другое. Герой только к концу романа понимает, почему он выживает во всех испытаниях, выпавших на его долю. Преодолевая их, он постигает свой истинный путь и становится человеком судьбы с огромным жизненным опытом.
― Интересно закольцовывается история. Когда мне было 8 года, я играла юную Анастасию Романову в опере, которую показывали и в Москве, и в Италии, ― вспоминает Елизавета. ― И это тоже была история на тему «А что, если бы история имела продолжение».
Гостем встречи стал заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М.Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы Сергей Шаулов. Вот чей взгляд на неисторическую литературу про исторические личности был особенно интересен.
― Прежде всего, это превосходно сделанный, очень крепко спаянный приключенческий роман, в котором действие развивается, постоянно обновляется, не даёт читателю уйти от интриги и заскучать. Это первое, что видится в романе, ― ответил кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы. ― Но хочется обратить внимание, что это не совсем альтернативная история. В финале романа история не нарушается. Всё фаталистически приходит к тому временному континууму, в котором мы сейчас находимся. Там, где, казалось бы, начинается новая приключенческая линия, она вдруг резко обрывается и повествование уходит в полуфантастическую экзотику… и в этой ломке начавшегося нового приключенческого витка мне видится особая авторская свобода.
По прочитанным отрывкам участники презентации заметили визуальность изложения, поэтому у автора поинтересовались, хотел бы он увидеть роман экранизированным.
― Конечно, ― уверенно ответил автор. ― Мне он видится сериалом. В полный метр невозможно будет вместить всю историю. К тому же, в киномире происходят такие сдвиги, что в кино сейчас ходят подростки 13-15 лет. И весь полнометражный кинематограф смещается для этой аудитории. А сериалы занимают нишу интеллектуального кино, которая утрачивается в полном метре. И как режиссёр я хотел бы это снять, и я пытаюсь делать шаги в этом направлении.
Презентация книги прошла в рамках проекта «17-я страница», который представляет современному читателю новую литературу в пространстве мегаполиса. Говорят, что именно на 17-й странице читатель решает, идти дальше по тексту с героями книги или оставить её не дочитанной. Это проект «Редакции Елены Шубиной», он реализуется при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и в данном случае в партнёрстве с музеем-театром «Булгаковский Дом».
Анжелика ЛУКИНА, фото автора
Точка на карте: Музей-театр «Булгаковский дом», Большая Садовая ул., д. 10, Москва