Мы привыкли к тому, что деньги выпускает государство. Оно же за них и отвечает. Но всегда ли это так? Нет. Свои деньги может выпускать, в принципе, кто угодно. Иногда это вынужденная необходимость, а иногда – блажь. Об истории частных денег рассказывает кандидат исторических наук, нумизмат и волонтёр АРФГ Александр Быков.
Политическая эмиссия: ловля рыбки в мутной воде
Выпуск денег, или монетная регалия – прерогатива государства. Но если оно слабнет, появляются денежные суррогаты. Конечно, когда центральная власть снова усилится, все вернется на круги своя. А памятники частной чеканки и печати остаются радовать коллекционеров.
Огромное количество такого рода монет появилось в Риме в эпоху «солдатских императоров». По существу, монеты «ставленников легионов» были частными деньгами, ведь в тот период в Римской империи могло существовать одновременно несколько императоров. Со смертью политического эмитента чеканка его монет прекращалась.
Подобные примеры есть в каждом историческом периоде. Например, в Испании XIXв. претенденты на престол Карлос V и Карлос VII чеканили свои деньги, во время революционных событий 1873 г. монеты выпускали повстанцы. Все виды денег находились в обращении. Сейчас у коллекционеров частные выпуски «карлистов» стоят во много раз дороже монет испанских королей этого периода.
В Британской империи право чеканки частных монет было делегировано центральной властью. Так появился колониальный чекан. Известно много монет, эмитентом которых выступала Ост-Индийская компания. Например, чеканка в Сараваке (ныне часть Малайзии) было отдана на откуп семейству Бруков, которые на своих монетах даже помещали титул «раджа».
Во времена гражданских войн ситуация с выпуском частных денег усугублялась. В Испании 1930-х годов было несколько так называемых «региональных» монет, в России в 1918-20 гг. насчитывается десятки частных эмиссий от городских до региональных, включая армейские.
Собственную монету выпускали повстанцы в Катанге – восставшей провинции Конго. Из новейших частных политических выпусков стоит назвать монеты ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).
Экономическая эмиссия: «Готовьте мелочь!»
Другие виды частных денег изначально имели более скромные задачи, чем борьба за власть. Они должны были ликвидировать разменный голод. В Англии в XVIIIв. такие выпуски назывались токены. Их эмитентом мог быть кто угодно, заключивший контракт на выпуск таких денег.
Токены имели ограниченное хождение и никакой опасности для монетной регалии государства не представляли. Наоборот, они как бы «помогали» денежному обращению, снимая с государства обязанность чеканить низкорентабельную мелочь.
В Германии до 1871 г. были в ходу многочисленные региональные городские и земельные выпуски, которые дальше своей территории обращаться не могли. Но самый расцвет этих монет пришелся на годы Первой Мировой войны и последующей инфляции, когда были выпущены тысячи монет с мелкими номиналами – нотгельды, буквально «деньги нищеты».
Их задача была такой же: снять проблемы размена. Подобные же монеты чеканили и территории во Франции. После войны в ходе реформы все они вышли из обращения.
Почём врубель?
Очередной «золотой» период частной валюты в России пришелся на 1990-е годы. В это время десятки учреждений выпускают собственные денежные знаки, отоварить которые можно было в местных магазинах. Яркий пример – выпуск в 1992 году «врубелей» – денег АО «КомменсантЪ», которые выпускал основатель и руководитель компании Владимир Яковлев. Название они получили по улице, где тогда располагалась редакция. Всё, что можно было сделать с врубелями – это получить ими часть зарплаты и потратить в столовой и торговых точках на территории редакции.
«Врубель был почти как настоящие деньги. У него была эмиссия, покупательная способность, девальвация. Врубель обменивался исключительно на еду в редакционной столовой или напитки в редакционном баре. Валютных коридоров, как вчера Центробанк сделал рублю, ему не устанавливали. Но это все потому, что врубель не обменивался на другие валюты, и не зависел от цены барреля нефти.
А зависел от доброй воли хозяина и одновременно работодателя. Который, вероятно, путем эмиссии и раздачи трудовому коллективу врубелей проявлял прозорливость и заботу о трудовом коллективе, который взамен повышал эффективность работы. До 24-х часов в сутки», – вспоминает журналист Елена Загородняя.
Боны печатались на настоящей бумаге для денег, весьма вероятно, но Гознаке: в 90-е те, у кого было достаточно рублей (а у «Коммерсанта» их хватало) могли себе это позволить. Для защиты от подделок дизайнер Владимир Вовнобой сделал сложную цветную сетку.
Твёрдой валютой врубели не были. Поначалу обед в редакционной столовой, по воспоминаниям журналистов, обходился в 20 врубелей, а потом уже и в 50. То есть, деньги дешевели вместе с рублем.
В 1993 году врубели разделили судьбу накоплений россиян: их не стало. Неясно, их съела гиперинфляция, и владельцу стало неинтересно печатать всё новые тиражи, или попросту государство «прикрыло лавочку». Но выпуск Ъ-денег был закончен, и даже непонятно, были ли выпущены номиналы 500 и 1000 врубелей, о которых есть сведения в каталогах.
Простор для творчества
С укреплением финансовой системы в стране потребность в частных деньгах исчезает. Главным и единственным эмитентом снова становится государство. Впрочем, одна лазейка для частных денег есть всегда. Это так называемые «сувенирные» монеты и банкноты. Деньгами они не являются, так как не могут выполнять их функции, хотя часто имеют номинал – либо вымышленный, либо реальный.
«Несколько лет назад из Австралии мне привезли частную монету, выпуска провинции «Харт Ривер»,– рассказывает Александр Быков. – Местный фермер объявил себя независимым правителем, выдает паспорта, чеканит монету. Туристы охотно покупают его «доллары». Интересный сувенир».
Некоторые сувенирные выпуски копируют реальные монеты. Это относится к редким видам биметаллических десятирублевок, которые приобретают коллекционеры, не имеющие возможности найти оригинальную монету. Но стоит попробовать что-то купить на такую монету, разменять ею крупную купюру или дать на сдачу – и человек сразу окажется преступником, а монета будет расценена как фальшивка.
История не знает ни одного примера частных денег, просуществовавших хоть сколько-нибудь долго. Казалось бы, причем здесь криптовалюта? У неё ведь в принципе нет эмитента!
В этом и дело. Именно эмитент обеспечивает денежные средства необходимой ликвидностью. Майнинг криптовалют становится всё сложнее, для него требуется всё больше вычислительных ресурсов. А электроэнергия дорожает. Курсы криптовалют подвержены серьёзным колебаниям.
К привычным инвестиционным рискам в случае с «криптой» есть вероятность изменения законодательства, а также чисто технические проблемы вроде вероятности «взлома» криптоалгоритмов, после чего все накопления превратятся даже не в тыкву.
Кто отвечает за криптовалюту? Никто. Кто возместит убытки пользователей? Тоже никто. Кто защитит права пострадавших и на каком основании? Ответа нет. Так что у «крипты» есть все шансы разделить судьбу своих аналоговых предшественников.
Подписывайтесь на наш канал - повышайте уровень своей финансовой грамотности!
Может быть интересно:
Ловушки для вашего кошелька в обычном супермаркете
Как накопить на мечту? Простые советы от финансовых экспертов!
Копейка рубль бережет: как экономили наши мамы и бабушки в СССР
Ловушка для клиента: как могут обмануть в банке
Деньги решают всё? Как две сестры брали один кредит и что из этого вышло