Что на самом деле Советский Союз делал для детей?

1K прочитали

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства. Советская власть стремилась воспитать каждого ребенка в полноценного гражданина нового коммунистического общества, который мог бы внести свой вклад в развитие страны. В отличие от царских времен, когда воспитание и обучение детей были основными обязанностями семьи, в СССР уже государство тщательно контролировало этот процесс.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.

Это было особенно важно в условиях острой социальной разрозненности, когда в рамках одной семьи могли сосуществовать люди с разными идеологическими убеждениями.

Важной задачей ставили обучение ребенка правильному мировоззрению, не зависящему от убеждений его родителей (ну, якобы…). Также главной целью стало выведение детей из зоны привычных условий (не всегда благоприятных) и предоставление им возможности для социального подъема.

Образование в дореволюционной России

Образование в императорской России было во многом предоставлено семьям, родители принимали решение оставить ребенка дома для обучения или отправить его в школу.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-2
В сельских районах, где детей было много, старшие часто заботились о младших и наблюдали за ними, в то время как все с малых лет принимали участие в сельскохозяйственных работах и уходе за домашними животными.

Бедные семьи могли «сослать» детей на работу, например, в ученики к ремесленнику, что зачастую сводилось к фактическому рабству. Множество таких ситуаций было описано в литературных произведениях, таких как «На дне» Максима Горького или «Ванька» Антона Чехова.

Максим Горький
Максим Горький

В Российской империи обязательное школьное образование отсутствовало, несмотря на то, что обсуждение его важности началось еще в 1880-х годах. Количество школ постоянно увеличивалось, однако ответственность за организацию и основную часть расходов на обучение возлагались на отдельные административные единицы — уезды и губернии.

В каждом из них подход к решению этой проблемы был разным, универсальной системы контроля не существовало. Также отсутствовала единая образовательная программа, и каждый преподаватель самостоятельно определял, что и каким образом преподавать, исходя из собственного опыта и образования.

Переход к государственной системе образования в СССР

Советское государство стало первым в истории России, которое заботилось о всеобщем воспитании и обучении детей. Вопросы воспитания и условий развития ребенка вышли за рамки семейных обязанностей и стали важным государственным делом, ведь целью было воспитание нового представителя советского общества, будущего строителя коммунизма.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-4
Этому человеку необходимо было привить правильные ценности, обеспечить здоровье, образование и трудоспособность для вклада в общее благо.

Советское государство проявляло большой интерес к жизни детей, начиная с момента их рождения и даже до этого. В СССР ввели первый в мире отпуск для беременных и родивших. Работодатели несли ответственность за выплату женщине пособия во время беременности и после родов и не допускали ее к труду в целях сохранения здоровья матери и ребенка.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-5

Когда ребенку исполнялось 1-2 месяца, женщина возвращалась на работу, где ей предоставляли перерыв каждые три часа на кормление младенца. Благодаря тому, что ясли для детей были расположены на предприятиях, кормящие матери могли временно покидать рабочие места в цехах, чтобы уделять внимание своим малышам. Для каждого кормления предоставляли горячий напиток с молоком и пищу.

Такие условия были благоприятны для трудящихся женщин тех времен, поскольку ранее они вынуждены были покидать работу в связи с рождением ребенка, что часто приводило их к полному обнищанию. Теперь да, они возвращались «к станку» очень быстро (не сравнить с современным декретом), но ребенок все равно не оставался беспризорным.

Забота о здоровье

Одной из главных задач СССР была забота о здоровье младенцев и детей, советская пропаганда активно публиковала сведения о правильном уходе за ними для обеспечения их здорового развития и роста.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-6
Советские власти уделяли особое внимание снижению детской смертности и профилактике различных заболеваний среди детей и матерей.

С трех лет дети посещали бесплатные детские сады, а с шести лет начинали обучение в школе. Закон о бесплатном и обязательном школьном образовании для детей приняли в РСФСР в 1918 году после революции. Родители, не отправлявшие своих детей в школу, подвергались административным взысканиям. Советская власть стремилась предоставить каждому ребенку необходимые знания для полноценного участия в жизни общества.

Фабрики — рабочим, приюты — беспризорникам

После Первой мировой и Гражданской войн в России множество детей остались без родителей: число беспризорников достигло около 7 миллионов.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-7
Они вынуждены были выживать на улицах, занимаясь кражами и попрошайничеством, становились фактически полноправными членами преступного мира.

Советское государство взяло на себя заботу о беспризорниках. Большевики учредили специальную Детскую комиссию и открыли многочисленные приюты и воспитательные учреждения, чтобы обеспечить детей жильем, пищей и одеждой.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-8

Специальные оперативные группы создавались для поиска беспризорников на железнодорожных станциях и вокзалах. После нахождения детям проводили санобработку, кормили и направляли в приюты. К 1924 году в советских приютах находилось почти 300 000 детей.

Новые методы обучения

В имперских школах педагоги обладали абсолютной властью над учениками, в то время как в советской системе образования учителя стремились включить детей в совместную деятельность (например, выполнение простых трудовых обязанностей типа уборки класса) и убедить их в ответственности как за себя, так и за окружающих.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-9
Также преподаватели старались хотя бы визуально проявлять принципы демократии в образовательном процессе — все ученики имели право выразить свое мнение, проводились совместные собрания, избирались старосты и ученики-наставники для новичков или младших школьников. Вместе с тем они контролировали дисциплину и не отказывались от наказаний для нарушителей порядка.
В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-10

Конечно, все в любом случае четко шло по «партийной линейке», вольнодумство не допускалось, но это уже не был учительский диктат на 100%.

Воспитание коммунистов

К концу 1920-х годов сформировалась советская модель образования, за основу которой лежали идеи Надежды Крупской, супруги Владимира Ленина и заместителя народного комиссара просвещения. Её взгляды заключались в том, что образовательные учреждения должны не просто обучать, но и служить центрами коммунистического воспитания. Цель воспитания заключалась в формировании особого типа личности в молодом поколении.

Владимир Ленин и Надежда Крупская
Владимир Ленин и Надежда Крупская
В 1922 году инициатива Надежды Крупской привела к основанию пионерской организации для детей в СССР, происходящей из российского скаутского движения, учрежденного еще при царе Николае II в 1908 году.

Молодые пионеры проходили воспитание, направленное на развитие преданности родной советской стране, пролетарского и социалистического интернационализма, ответственного отношения к труду и общественным ценностям, овладение духовным наследием, им прививали непримиримость к всему, что противоречит социалистическому/коммунистическому образу жизни.

Российские скауты
Российские скауты

Практически все учащиеся старше 10 лет становились членами пионерской организации. В основе своей организация несла функции по формированию моральных и этических ценностей у детей (что до революции часто выполняла церковь): прилежание в учебе, честность, трудолюбие, уважение к старшим.

Также акцентировалось внимание на развитии духа дружбы, взаимоподдержки, а ученики с лучшими успехами помогали тем, кто испытывал трудности. Кроме того, пионеры заботились о пожилых и одиноких людях, собирали макулатуру и активно принимали участие в различных аспектах жизни страны.

В СССР воспитание и образование детей считались одними из важнейших задач государства.-13

Главным образом и иконой пионерского движения считался Владимир Ленин. Девиз пионеров звучал как «Всегда готов!» — к борьбе во имя дела Коммунистической партии СССР. Воспитание пионеров проводилось в духе коллективизма, дружбы, преданности советской Родине и активного вовлечения в социальную жизнь страны.

Выросшие в СССР, поделитесь взвешенным мнением: можно ли сказать, что в Советском Союзе детям жилось хорошо?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Хотите как в Северной Корее?

Когда хотела как лучше, а получилось...

Не шути с законом: пустяки, которые в Норвегии серьезно наказываются