Приветствую вас, коллеги председатели СНТ и не только!
Для контроля за деятельностью Правления СНТ Федеральный закон №217-ФЗ обязывает СНТ создавать такой орган как Ревизионная комиссия либо ограничиться Ревизором (далее по тексту – Ревизоры)– решение о выборе Ревизоров принимает Общее собрание СНТ. Оно же утверждает отчеты Ревизоров о проведенной проверке.
Требований, кроме как наличие членства в СНТ и отсутствие родственных связей с членами Правления, Закон 217-ФЗ к Ревизорам не предъявляет.
Что проверяют Ревизоры: выполнение правлением товарищества и его председателем решений общих собраний членов товарищества, законность сделок, совершенных органами товарищества, состав и состояние имущества общего пользования, а также своевременность рассмотрения правлением товарищества или его председателем заявлений членов товарищества.
И если со вторым справится человек практически любой профессии, то для первой функции все-таки могут потребоваться специальные навыки.
Выполнение правлением товарищества и его председателем решений общих собраний членов товарищества – исполнение приходно-расходной сметы, реализация мероприятий, утвержденных общим собранием, анализ причин отклонения в первом случае и объективных причин срыва или отложения сроков во втором.
Законность сделок, совершенных органами товарищества – наличие и условия заключенных договоров, оплата, оформление закрывающих документов. Для этого, конечно, надо уметь не только визуально осмотреть документы, но и проанализировать их содержание. Имел ли право подрядчик осуществлять ту или иную деятельность, соответствуют ли условия заключения сделок рыночным и прочее. Например, если щебень на заводе стоит дешевле, а по договору закуплен дороже, но с доставкой и рассыпкой по точкам– это нормально. Для этого нужно искать сопоставимые условия – а не просто в интернете по объявлениям частников. Это нужно понимать.
Взимание взносов в соответствии с утвержденными общим собранием ФЭО – не очевидный, но это тоже участок для проверки – со всех ли садоводов взимаются взносы согласно утвержденной методике расчета (согласно площади участка, например).
Что может быть явным нарушением. Например, по смете есть расходы на зарплатные налоги, а по факту их нет, зарплатная отчетность нулевая. Такое нарушение может стоить впоследствии гораздо дороже сегодняшней экономии. Аналогично с остальной отчетностью – если сдается пустой отчет о целевом финансировании. Если отсутствует начисление налога по налогооблагаемым операциям, не являющимся членскими взносами. Обо всем этом Ревизорам следует доложить Общему собранию, предварительно известив Правление – чтобы получить объяснение или обоснование таких фактов. Что бы не ввести в заблуждение Общее собрание ошибочными выводами Ревизоры относиться к своей функции ответственно.
При этом например суд, например, полагает, что ревизионная комиссия является коллегиальным органом СНТ, контролирующим и ревизующим деятельность правления, а потому председатель ревизионной комиссии составляет акт от имени ревизионной комиссии в пределах компетенции, в котором своего личного мнения не высказывает. Следовательно, как физическое лицо, не может отвечать за коллегиальный орган (Дело № 2-1653/2018 Челябинская область).
В другом судебном решении Суд первой инстанции, принимая решение по делу, правильно указал, что истцами не представлено доказательств того, что руководство СНТ действовало недобросовестно, в ущерб интересам СНТ и истцов. Финансово-хозяйственная деятельность, в том числе, оспариваемые действия председателя и правления СНТ проверены ревизионной комиссией СНТ и результаты проверки одобрены решениями высшего органа управления объединением — общего собрания членов СНТ. Решения общего собрания недействительными не признавались и не отменены (Определение Ленинградского областного суда от 26.03.2014 N 33-1348/2014) – то есть суд принимает во внимание выводы Ревизоров, изложенные в его отчете, и утвержденные Общим собранием.
В целом вопрос об ответственности Ревизоров в 217-ФЗ никак не урегулирован. Самое серьезное. что можно сделать при неудовлетворительной оценке их работы по 217-ФЗ– переизбрать. Причем сделать это может только Общее собрание, а не правление. Таким проступком, например, можно считать уклонение от проведения проверки СНТ.
А вот если в деятельности Ревизоров усматриваются нарушения административного или уголовного характера – члены СНТ или Правление могут обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
Если вдуматься - Ревизоры мощный орган. В целях исключения возможности Ревизора подтасовки результатов проверки рекомендуем выдавать документы для Проверки по реестру под роспись.
Как складывается работа Ревизоров в вашем СНТ?
Спасибо, что дочитали до конца!