Найти тему
ТВК

Красноярский край оказался первым среди регионов Сибири по снижению прибыли бизнеса

Красноярский бизнес в 2022 году потерял 322 млрд рублей и стал четвертым в списке российских и первым среди сибирских регионов по снижению прибыли бизнеса. Такие данные приводят аналитики аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza. Почему прибыль бизнеса снизилась – в материале Business FM.

По данным FinExpertiza, по сравнению с 2021 годом сокращение прибыли бизнеса в Красноярском крае в абсолютном выражении составило почти 30%, это худший результат среди регионов Сибири. При этом количество прибыльных компаний в Красноярском крае в прошлом году по сравнению с 2021 снизилась всего на 2% – до 73,5%. Наибольшее падение произошло в металлургическом производстве – минус 488 млрд рублей, или 70%, в производстве электроэнергии – минус 45,5 млрд, или 32,5%, а также в добыче нефти – минус 40 млрд рублей, или 20%.

Однако были и прибыльные отрасли. Доходы крупного и среднего бизнеса Красноярского края выросли в наибольшей мере в таких сферах деятельности, как операции с недвижимостью. Финансовый результат улучшился на 145 млрд рублей, благодаря чему отраслевой убыток год к году сократился до 500 млн. В сфере инженерных изысканий и проектировании также отмечается рост прибыли, на 60 млрд рублей, или на 35%. Рост есть и в строительстве. Поступления выросли на 35 млрд, в результате отрасль вышла из убытка и получила сальдированную прибыль – 11 млрд рублей. Основным катализатором потерь стали санкции в отношении российских компаний, говорит президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев.

«Санкции вступили по ряду направлений. Прежде всего эта тема связана с удорожанием вопросов комплектующих, которые повезли по параллельному импорту. В этом ключе многие предприятия попали на удорожание комплектующих, которые были связаны с выпуском торговой продукции. Увеличение себестоимости привело к уменьшению прибыльности. Это если говорить о машиностроительном комплексе. С точки зрения производств это еще связано с тем, что внешнеэкономическая конъюнктура была связана с вопросами оплаты на межбанковском секторе, где удорожание тоже повлияло на эту структуру доходности, и опять же увеличилась себестоимость».

Рост себестоимости производства повлиял и на снижение прибыли крупных компаний.

«С точки зрения крупных компаний, в первой половине была тенденция в том, что рынки, которые были традиционно связаны с биржевыми торгами, они были как бы утрачены. Соответственно пошел параллельный экспорт, который существенным образом снизил прибыльность компаний, потому что открытие новых рынков повлекло увеличение дисконтов по продажной цене при сохранении тех же затрат, которые были по России. У нас в Красноярске до сих пор нет таможенного терминала, приходится возить грузу до Москвы, потом везти их обратно. Все это связано с ростом себестоимости, отсюда прибыльность тоже у нас снизилась. 
Касательно цветных металлов, как инфраструктуры и структуры доходности, она существенным образом тоже была чувствительна, потому что по ряду позиций увеличение стоимости въездных таможенных пошлин в разные страны, доходность снизилась и по палладиевой группе, и по никелевой. Во всех факторах существует рост себестоимости, соответственно везде существует факт снижения прибыльности».

Как посчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата, в России во второй половине 2022 года совокупная прибыль российских крупных и средних предприятий сократилась на 45% год к году. До этого двукратное падение корпоративных прибылей наблюдалось лишь в разгар пандемийного кризиса в первом полугодии 2020, когда экономика была закрыта на локдаун.

«Причины сокращения прибыли бизнеса в 2020 и 2022 годах принципиально отличаются. В коронакризисном 2020 году ухудшение финансовых показателей было напрямую связано с локдауном и падением глобального спроса. Но по мере ослабления экономических ограничений и возобновления деловой активности уже осенью предприятиям удалось перейти к росту. В первой половине 2022 года даже в условиях антироссийских санкций финансовые показатели бизнеса поддерживались сверхпозитивной ценовой конъюнктурой на сырьевых рынках. 
Совокупный показатель прибыли двигал вверх, главным образом, нефтегазовый сектор. За первый квартал прибыль выросла на 31,8%, а за все первое полугодие – на 32% год к году. То есть почти на треть. Однако этот пиковый рост превратился в нисходящий, и уже с сентября накопленная с начала года прибыль опустилась ниже прошлогоднего уровня. Сокращение прибыли продолжалось вплоть до конца года. В итоге, во втором полугодии 2022 года российскому бизнесу удалось заработать 9,3 триллиона рублей, что в 2 раза меньше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом»,– комментирует ведущий эксперт FinExpertiza Георгий Яшунский. 

По данным РБК, половина российских компаний малого и среднего бизнеса отметили снижение платежеспособности населения как один из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние бизнеса. А более трети компаний МСБ отметили отсутствие позитивных моментов для бизнеса в прошлом году. Наибольший пессимизм – в сфере услуг: тут позитивные моменты не смогли отметить 40% опрошенных компаний.

Отметим, среди регионов Сибири в минусе также оказались Алтайский край, республика Алтай и Томская область – прибыль сократилась на 26,7%, 20,4% и 13,4%. В плюсе – Тыва, Хакасия, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Омская области.