(начало)
Мы определили, что одной из основных целью сознания нашего государства будущего будет обеспечение комфортности жизни граждан, чтобы люди могли заниматься саморазвитием. Можно сколько угодно рассуждать, что повышенное потребление портит человека, только это будет лукавством. «Бытие определяет сознание». Если хотим подвести людей к саморазвитию, то надо сначала удовлетворить базовые потребности и поднять комфортность жизни. И чем доступней будет комфорт, тем больше людей начнутся стремится к высокому и духовному. Поэтому давайте поставим себе цель создать экономику, при которой будет максимальное увеличение потребительской способности при обычной интенсивности человеческого труда.
Забегая наперёд, чтоб легче было понять, почему раскрыты именно те или иные моменты, сразу напишу основные принципы нашей экономической модели государства будущего.
1. Двухъярусность экономики – внешний и внутренний. Внешний ярус – для взаимодействия в торговле с другими государствами. Денежный инструмент тот, который принят странами партнерами для международной торговли. Политика поддержания международных соглашений, регулирующих торговые отношения государств, исключая вмешательство во внутреннюю экономику. Внутренний ярус – новая экономическая модель, сформированная для развития экономики нашей страны. Перемещение капиталов из одного яруса в другой происходит свободно, но по принятым правилам.
Зачем такие сложности? Приведём один пример. Допустим мы добились определённого баланса между потребительской способностью населения и производимыми товарами и услугами во внутренней экономике страны. Всех всё устраивает. Но тут, в силу открытости рынка страны, начинается ввоз большого количества дешёвых импортных товаров. Конечно, потребителю хорошо, и он переключается с отечественного товара на дешёвый импортный. В результате отечественный производитель разоряется. Но доходность этого сектора рынка обеспечивала доход тем, кто переключился на импортный товар. В результате доход падает и у них. Баланс ломается. В итоге хуже становится всем.
На сегодня наш рынок открыт, а таможенная пошлина, инструмент больше для пополнения бюджета, чем для поддержания внутренней экономики.
2. Отказ от денежной системы для внутренней экономики. Вместо неё вводим менную. Мена, как инструмент, имеет следующие свойство – нулевая собственная цена. Поэтому к ней запрещено применять инструменты, способные сделать её товаром – ссудный процент и ограничения в обороте. Мена выполняет три основные функции: обмен «товар-мена-товар-»; средство сбережения; средство авансирования. Почему не кредитования? Например, создан новый продукт за счет свободных рабочих сил, а не их перераспределения по отраслям. Новый произведённый продукт объективно увеличивает на постоянно ВВП страны. То выделенные под это производство средства должны остаться в обороте. У нас же нет такого понятия, как бесплатный кредит, не требующий возврата! Сама мысль об этом – крамола. Одним словом, в нашей модели авансовое выделение менных единиц не всегда будет требовать возврат или изъятие их из оборота.
3. Ввод оценочной единицы для определения стоимости товаров и услуг – Единица труда. Если разложить любой товар на то, из чего он состоит, то вы увидите, что это природные ресурсы и вложенный человеческий труд. Природные ресурсы мы используем бесплатно, поэтому единственное, что имеет в нём цену – это человеческий труд. Важна не фактическая цена труда, а его соотношение к значимости другого человеческого труда. Для облегчения обмена продуктов труда в оборот вводится Менная единица. Устанавливается курс Менной единицы к Единицы труда. И, с учетом установленных соотношений разных видов труда друг к другу, выводится их стоимость. Принятие размерности этих соотношений по своей сути – общественный договор. Например, труд лифтёра за час выведен, как 1 Единица труда, а труд врача терапевта по отношению к нему составляет, как 4 Единицы за час труда. Установлен курс 1 Ет = 100 руб., следовательно, зарплата лифтёра за час 100 руб., а врача-терапевта 400 руб.
Для производства товара или услуги и их последующей продажи вовлечено определённое количества разного вида труда. Каждый из них был вложен со своей стоимостью. Организация этого производственного процесса, логистики, перепродажи, рекламы и т.д. – это тоже труд, который имеет свою цену и участвует в формировании конечной цены. Поэтому стоимость товара - это сумма стоимостей вложенного в него труда.
Сегодня происходит обратный процесс. Стоимость труда привязана к стоимости денег. И тот, кто контролирует механизмы формирования стоимости денег (ссудный процент и объем их в обороте), регулирует фактическую стоимость труда. За все время существования денежной системы вектор один – рост стоимости денег и обесценивание стоимости труда.
4. Отказ от системы налогов с переориентацией получения доходов государства от монополии в производстве стратегически важных областях промышленности и сферах услуг, а также от монополии распоряжения природными ресурсами. Я понимаю, что для многих это выглядит, мягко говоря, необычно. Но давайте рассудим. Мы живем в стране богатой ресурсами. И сам факт возможности использования этих ресурсов гарантирован жизнями проживающего на территории страны народа. В случае агрессии, мы пойдем под ружьё, а все тяготы и лишения войны на свои плечи возьмут оставшиеся в тылу люди. И почему такая цена считается адекватной для возможности получения прибыли от использования этих ресурсов отдельными частными лицами, мне не понятно. Если ресурсы общие, то и доход от их использования должен быть общим.
Конечно государству нужны поступления в бюджет. И огромные. Более того, система должна быть создана таким образом, чтоб по доходности государство превосходило суммарно доход всего частного бизнеса в стране. Тем более, если мы строим социально справедливое государство с широким спектром социальных программ, безвозмездной помощи и бесплатных для населения услуг. А также с планами по реализации глобальных программ, например, освоение космоса. Ведь это всё оплачивать государству. Когда государство станет монополистом, например, по добыче и производству металла или пластика. Производству и поставки электроэнергии и жидкого топлива. По оказанию услуг ЖКХ. Государство добавит в стоимость этих товаров и услуг свою долю дохода. И покупая товары, сделанные из отечественного сырья, пользуясь электричеством, заправляя бензином машину, оплачивая коммунальные услуги мы уже обеспечиваем поступления в бюджет через заложенную в их стоимость долю государства. Поэтому нужно думать не об организации налоговой системы, а о создании источников дохода в бюджет.
Также понятно, что отказ от налогов будет способствовать снижению цен, а, следовательно, увеличению потребительской способности населения, что поставлено нами, как одна из целей построения нового государства.
5. Разделение сфер производства и рынка на государственный и частный. Присутствие государства во всех отраслях экономики, как показал опыт позднего СССР, не нужно и даже вредно. То, на что способная частная инициатива, государству зачастую не под силу. Не получится у государственной компании тягаться с частным бизнесом в создании разнообразия ассортимента, новых дизайнерских решений, изобретения новых видов услуг и полезным мелочей для комфортности повсеместной жизни. Но и частному бизнесу не под силу осуществление целого ряда глобальных проектов. В первую очередь потому, что у частного бизнеса цель – получение прибыли, а у государства – получение результата. Необходимость такого разделения диктуется и уходом от налогов, что мы описали выше. А также обязанностью государством поддерживать экономический суверенитет страны. Поэтому все фундаментальные и стратегически важные отрасли должны быть в государственной монополии. Для тех отраслей, где весомость остаётся, но гораздо меньше, возможны смешанные предприятия. Особенно, если для увеличения повышения эффективности работы в этих отраслях требуется гибкость предпринимательской инициативы. Ну а все остальное отдать на освоение частного бизнеса.
Такой подход будет полезен еще и тем, что государство будет зарабатывать свой доход в бюджет, а не собирать его. Это настроит государство на одну волну с частным бизнесом. Будет больше взаимопонимания. И, так как государство производит все базовые сырьевые товары, то частный бизнес становится для него клиентом. Значит появится заинтересованность во взаимном развитии. Появится заинтересованность в преобладании отечественной продукции на рынке. Появится заинтересованность в поддержании высокой потребительской способности.
Сейчас такой заинтересованности нет. Государству не важны проблемы бизнеса. Важно обеспечение сбора налогов. Их взаимоотношения, как у «крыши» с крышуемым. Плати мзду и разрешаем работать спокойно (заплати налоги и спи спокойно).
6. Организация государственного планирования и двухконтурный менный оборот. Создание достаточно большого государственного производственного сектора потребует организации и планирования его работы. Как создать эту систему, по принципу Госплана сталинского периода СССР или по опыту планирования развития частным бизнесом – не принципиально. Важно, что это необходимо. При чем будет уместно, если Госплан на основании своих данных будет давать информацию для частного бизнеса, куда ему, по их мнению, стоит ориентироваться.
Для более эффективной борьбы с хищениями в госсекторе нужно для расчётов госпредприятий ввести свою менную единицу. Тот же «переводной рубль», по примеру сталинского периода экономики СССР. Хотя введение цифрового рубля может сделать двухконтурный менный оборот неактуальным.
7. Космическая промышленность, как флагман для всех отраслей экономики. Рано или поздно космическая гонка возобновится. Ограниченные ресурсы Земли могут заменить только неограниченные ресурсы космоса. И, через призму планирования освоения космоса, нужно планировать и развитие всех остальных отраслей. Восстановление утерянных и формирование новых.
8. Создать новый язык для новой экономики. Это очень важный аспект. Если производственные процессы мерить затратами, издержками, наценками, то идет обезличивание и принижение значимости человеческого труда. Такой язык эгоцентричен. Есть собственник производства, у него есть цель - заработать, а все остальное крутится вокруг него. Но на самом деле это не так. Создание товара или услуги – это результат, в первую очередь, коллективного человеческого труда. Уберите из этого процесса людей, и вы ничего не получите. Человека, меряющего всё деньгами, заставить мерить всё трудом невозможно. Поэтому новый язык нужен.
Например, на сегодня стоимость товаров рассматривается, как сумма затрат плюс добавленная стоимость. Обезличенная формула, в центре которой получение прибыли. На новом языке стоимость товара - это совокупная стоимость человеческого труда, вложенного в его создание и доведение до продажи. И добавочная стоимость, это не наценка собственника производственного процесса, а стоимость его труда, которая будет оценена по остаточному принципу.
На новом языке добавочная стоимость – это повышение стоимости труда относительно его обычной стоимости за появившиеся временные риски или как следствие улучшения производительности труда благодаря приобретённых человеком навыков и способностей. Одним словом, каждый человек может создать добавочную стоимость, улучшая свои навыки. А частному бизнесу, чтобы заработать, нужно создавать нужные обществу производственные процессы и добиваться увеличения стоимости своего труда в них.
Вот поэтому переход на язык, где в центре стоит человек и его труд, принципиально важно. Это заставит людей видеть по-другому. Это поменяет саму философию жизни людей. Изменит систему ценностей.
Любая система устойчива, если в неё заложены те же диалектические принципы, по которым развивается сама жизнь. Эти же принципы будут заложены и в нашу экономическую модель.
«Борьба и единство противоположностей». Цель частного бизнеса – прибыль, а цель государства – качественное развитие. В нашем случае это противоречие приведёт к балансу, так как инструмент получения дохода у обоих один и тот же. Частный бизнес будет являться клиентом государства, поэтому и государство будет зависеть от частного бизнеса. А значит, не смотря на противоречия, будет заинтересованность в обоюдном развитии.
«Количество в качество». Для развития экономики выгодно иметь в стране ни одного миллиардера, а вместо него несколько десятков миллионеров. Поэтому государство будущего будет создавать условия для привлечения максимально возможно большего количества участников в рынке для качественного развития экономики.
«Отрицание отрицания». Возврат к долгосрочному планированию с разбивкой на пятилетки с ежегодным пересмотром итогов работы и их корректировкой на следующий год. Госплан будет не только планировать работу госсектора, но и давать ориентиры по рынку для частного бизнеса. Какие тенденции ему следует ожидать в предстоящий период.
Понятно, что всё требует доказательной базы и аргументации, поэтому рассмотрим оговоренное выше более детально.
(продолжение следует)