Лайош Мештерхази (1916 — 1979) — венгерский писатель и драматург. Наиболее значительное его произведение, получившее мировую известность — это философский роман «Загадка Прометея» (1973, перевод на русский язык впервые был опубликован в журнале «Иностранная литература», 1976, № 4, 5), написанный на материале древнегреческой мифологии.
О чём же хотел поведать нам автор? В чём видит он загадку Прометея?
Прометей, как мы знаем, в греческой мифологии - один из титанов, между прочим, двоюродный брат Зевса. А титаны – это божества второго поколения, дети Урана и Геи, то есть те же боги – всемогущие и бессмертные.
Прометей, как мы помним, даровал людям огонь, украв его у Гефеста (по другим мифам, он вообще создал людей, вылепив их из глины). За этот проступок Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале на Кавказе, и чтобы каждый день прилетал орёл и клевал его печень. И продолжалась эта казнь, по Мештерхази, около миллиона лет.
«По моему мнению, Прометей дал человеку огонь семьсот-восемьсот тысячелетий, или, округляя, миллион лет тому назад. Именно столько — минус три тысячи сто девяносто лет (1218 лет до нашей эры плюс 1972 года нашей эры) — и провел он, прикованный к скале. Следовательно, без малого семьсот-восемьсот тысячелетий, то есть около миллиона лет. Греческие же письменные источники, которыми я пользуюсь, говорят всего-навсего о трех тысячелетиях или, самое большее, о тридцати тысячах лет».
Потом Геракл, возвращаясь из Скифии с войны с амазонками, освободил Прометея, привёз его в Микены, а дальше каждый пошёл своим путём.
Всё это происходило в 13 веке до нашей эры, за несколько десятилетий до Троянской войны, когда Афины были ещё практически деревней, а письменности у греков и вовсе не было.
«…это очень древняя история, гораздо более древняя, чем девяносто девять процентов всей мифологии…»
В чём же Мештерхази видит загадку Прометея? В том, что, несмотря на его подвиг, имевший такое большое значение для людей, в его честь греки не воздвигли храма, не назвали ни одного созвездия, и вообще жизнь Прометея после освобождения никак не отразилась в греческой мифологии.
«…что все-таки сталось с освобожденным Прометеем? Почему не было — именно после этого, именно среди дорийцев, а поскольку дорийцы были гегемонами, то вообще среди греков — хотя бы самого скромного, самого крошечного культа Прометея? Не говорите мне, что такое столько раз уж случалось: революция побеждала, новый революционный порядок становился государственным строем, и наследники преспокойно отрекались от наследия революционеров. Да, да, да, это верно! Однако тогда-то и сооружались целыми сериями храмы, конвейерным способом воздвигались памятники. А вот Прометею вовсе ничего не досталось от подобных щедрот, исследованиями не обнаружено ни единого сооружения в этом роде».
Я сразу заглянула в Википедию и увидела, что был жертвенник Прометея в афинской Академии, был культ Прометея в Колоне, туристам в Аргосе и Опунте показывают могилу Прометея (понятно, что условную).
Так что подвиг Прометея не совсем был забыт людьми.
Мештерхази ведёт своё исследование как филолог, на основании гораздо более поздних письменных источников:
«…если мы хотим отыскать путь к разгадке тайны, окружающей Прометея, необходимо разобрать этот миф буквально, притом в самом древнем его варианте».
Но мифология – это ведь не письменный документ, в мифологии переплетена жизнь богов и людей, существует множество вариантов одной и той же мифологической истории, и не факт, что она вообще была.
Мештерхази же принимает как данность существование и поступки богов, их общение с людьми, их участие в политических и военных событиях, то есть смешивает мифологию и собственно историю.
Пытаясь приблизиться к разгадке «загадки Прометея», Мештерхази написал очень объёмный труд, в котором он рассказал во всех подробностях историю Древней Греции, тесно сплетя её с мифологией, причём, рассказал, на мой взгляд, несколько невнятно, так, что мне пришлось постоянно открывать то Википедию, то Агбунова, то Куна, то Зелинского, потому что в изобилии имён и запутанных родственных связей богов и героев Эллады сразу запуталась.
Но, между прочим, в самом деле, ни у одного из упомянутых мною авторов не написано о том, как же сложилась жизнь Прометея после освобождения.
Реконструкция же Мештерхази выглядит вкратце так: сначала освобождённый Прометей жил в Микенах в царском дворце, потом ему пожаловали собственное имение. Он работал кузнецом (причём, Мештерхази считает, что везде, где упоминается кузнец Гефест, следует читать «Прометей», якобы опального бога специально не упоминали), стал практически человеком – вкушал человеческую пищу и воду, и тем самым потерял бессмертие. Прожил ещё сколько-то лет, и незадолго до Троянской войны скончался.
Возможно, так оно и было, это нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Если, конечно, принять как данность, что боги действительно были.
Почему же неблагодарные потомки не воздали дань памяти Прометею? Мештерхази так долго шёл к этому выводу, сказал столько слов, что ожидался какой-то неожиданный, грандиозный, сенсационный вывод. Но всё оказалось гораздо проще. Просто потому, что Прометей был добрым богом. Он никого не казнил, не наказывал, не проявлял своих божественных качеств, не совершал чудес (хотя мог), и, в конце концов, вообще очеловечился и умер как простой смертный.
«Прометей — хотя вряд ли отдавал себе в этом отчет — бедствовал.
И старился. Да, старился. Если бы он не старился, это бросилось бы людям в глаза, показалось бы чудом. И следовательно, мы бы знали об этом. Миф непременно поведал бы, пусть наделив его другим именем, о старике, который совсем не старился, хотя и был очень стар».
Сомнительный вывод: «мы бы знали об этом». Ну вот не сочли нужным нам сообщить древние греки! И потом, почему чудом, если греки знали, что Прометей - бог! Напротив, больше вызвал бы удивление тот факт, что бог постарел и умер!
И, что интересно, даже дату смерти Прометея Мештерхази установил практически точно!
«Прометей умер перед самой войной. Добавим: это произошло между 1200-1195 годами до нашей эры».
Не могу сказать, что книга Мештерхази мне понравилась. Нет, столь развесистое многословие утомило очень и очень. Мало того, что была рассказана вся древнегреческая история и мифология до Троянской войны, так ещё и многочисленные и многословные отступления и в современную историю (середину ХХ века), и отсылки к истории Иисуса Христа…
Очень много в романе домыслов, необоснованные попытки реконструкции общения древних греков, попыток понять поступки богов и богинь (!) с точки зрения современного человека.
Больше всего меня раздражали отсылки к современной истории Европы в целом и Венгрии в частности. Неравнозначные сравнения. Хотя, предполагаю, что свой труд Мештерхази писал как памфлет. И именно поэтому страницы, обращённые к современности, устарели в первую очередь.
Но сам автор своим трудом остался вполне удовлетворён:
«…мне удалось разрешить загадку Прометея. (Первым в мире! И позвольте тут же добавить: я горжусь этим, но не за себя — хотя и мог бы! — а исключительно как верный сын маленькой моей родины; в самом деле — вот он, вопрос из истории культуры, остававшийся открытым в течение тысячелетий, и ответ на него находит в конце концов венгр!)»