Найти в Дзене

В конце 2023 г. бизнесу придется дополнительно пополнить бюджет

С февраля 2023 г. власти обсуждают с бизнесом «единоразовый добровольный взнос в бюджет» из прибыли, полученной компаниями в 2021-2022 гг.

Бизнесу такая идея не понравилась. У нас «добровольно» часто равняется «обязательно». Раз уж так нужны дополнительные поступления в бюджет, бизнес сообщество предлагало повысить ставку налога на прибыль на 0,5%.

Такой подход уже не устроил власти. В правительстве заявили, что ставки по налогам трогать не собираются.

По итогам "обсуждений" правительство всё же решило ввести вместо «добровольного взноса» специальный налог или сбор.

Планируется собрать порядка 300 млрд. руб. При этом имеет место тенденция повышения планируемых (желаемых) дополнительных поступлений. В начале обсуждений сообщалось о планах дополнительно собрать 200 млрд. руб., потом - 250, а в настоящий момент речь идет уже о 300 млрд. руб.

Скорее всего сколько именно хотелось бы правительству дополнительно собрать «добровольно-принудительных» налоговых поступлений открыто сообщаться не будет.

Нововведение не должно коснутся малых предприятий, а также нефтегазового сектора. По неподтвержденной информации, под новый налог попадут только компании с годовой прибылью не менее 1 млрд. руб.

Глава МинФина: «Мы говорим об однократном в текущем году участии бизнеса, причем в части прироста их финансового результата. Мы сравним прирост финансового результата за 2022 и 2021 годы к 2020-му и 2019-му, и только с прироста мы будем говорить о том, что бизнес мог бы заплатить».

Однако, какая будет ставка такого налога, пока не понятно. Не ясно также будет ли налоговая база для исчисления нового налога уменьшена на сумму основного налога на прибыль. Также не уточняется, будет ли иметь значение сама сумма прироста прибыли или налог нужно будет платить с любого такого прироста.

Особенно примечательно то, что налоговые обязательства возникнут у налогоплательщиков как бы «задним числом», когда вся налоговая и финансовая отчетность уже сдана.

Если бы ситуация с подобными новыми «доплатами» с полученной прибыли, развивалась с прицелом на будущие периоды, можно предположить, что предприниматели бы задумались над увеличение текущих расходов, связанных с ведением и развитием бизнеса, в следствии чего финансовые результаты для целей исчисления нового налога существенно снизились бы.

При том механизме, который обсуждается, изменить что-либо в своих уже сформированных и задекларированных финансовых показателях для экономии на уплате нового налога (сбора) можно только путем их уточнения в сторону уменьшения. Многие крупные компании имеют значительные резервы «недосписанных» расходов, которые «придерживались» на будущее по различным причинам.

Не сложно предугадать, что действия по уменьшению финансовых показателей прошедших периодов в сторону их уменьшения приведут к корректировкам уже исполненных налоговых обязательств, что создаст проблему фактического уменьшения налоговых поступлений. Ранее уплаченные налоги превратятся в переплаты по лицевым счетам крупных налогоплательщиков.

Возможно, что с такими последствиями (если они конечно будут иметь место) начнут бороться с помощью внеплановых выездных налоговых проверок и вероятно с помощью моратория на возврат или зачет возникших в текущим году переплат.

Подводя итог, можно сказать, что вряд ли дело закончится исключительно добровольным и единоразовым взнос на «сверхприбыль» за 2021-2022 гг.

Скорее всего, ожидается новый пакет изменений в налоговое законодательство, с помощью которого крупный бизнес получит обязанность платить новый налог в обязательном порядке.

Дополнительным стимулом к исполнению этой новой обязанности станет ряд обеспечивающих ее механизмов контроля.

Говорить о том, что подобные изменения, коснувшись только очень «состоятельных» компаний, не должны более никого волновать , не приходится.

Любое повышение налоговой нагрузки крупного бизнеса, так или иначе сказывается на общем росте цен на товары, работы, услуги.

Наш телеграм: https://t.me/nalog_urist

Наш сайт: https://nalog-urist.ru