Найти в Дзене
Полки Безумия

"Оранжерея" Чарльза Стросса - Wake up, Neo. The matrix has you.

Хвала небесам, мои опасения были напрасны! Этот роман мало того, что читается совсем по-другому, так еще и к "Аччелерандо" по моим ощущениям он имеет минимальное отношение.

Далекое будущее предельно сурово - как такового понятия "человечество" больше не существует, человек теперь - набор цифровых нейро-психических векторов, который может быть загружен в любое тело любой формы, от грациозного кентавра до ядерного танка с броней из алмазного волокна, проще говоря, стал цифровым сознанием. В повседневном обиходе распространены две основные технологии - телепортация посредством искривления пространства (Т-ворота) и нано-ассемблеры, осуществляющие сборку любой физической материи и устройств любой сложности, также выполняющие резервное копирование разума (А-ворота). Распределенная на многие световые годы сеть Т-ворот образует огромную и мощную Пост-Сверхдержаву. И казалось бы, живи любой жизнью сколько угодно, пробуй всё мыслимое и немыслимое, воплощаясь до бесконечности в разных телах, только вот злодеи никуда не исчезли. В мире, где самыми тяжкими преступлениями являются вмешательство в личность, то есть, в набор личностных векторов пост-существа и "угон" этого самого существа с целью его злонамеренного использования, появилась угроза, сочетающая в себе оба этих страшнейших поступка.

Некий загадочный мастермайнд разработал сетевого червя под названием "Король в Желтом" и заразил им часть А-ворот. Все, кто теперь пользовался такими воротами, изготавливая что-либо или преобразовывая себя, заражались копией червя, который в свою очередь начинал менять личность пост-хумана, выпиливая из памяти лишнее и помещая в нее что-то свое, чего там раньше не было. Так появилась армия цифровых зомби замедленного действия и началась жестокая "Война Правок". По окончании войны доверие ко многим А-воротам было подорвано, узлы Т-ворот дальнего следования стали отключать, чтобы зараза не распространялась, и большущее государство распалось на изолированные друг от друга около-милитаристские объединения-политии, крайне подозрительно относящиеся к соседям. Последствия такой войны в принципе ничем не отличаются от войны обычной - куча личностей с ПТСР, всеми силами пытающихся забыть кошмары прошлого, общий градус параноидальности общества и повсеместно внедренные шпионские ячейки разного уровня секретности.

А вот теперь познакомьтесь с главным героем - война его настолько потрепала, что он решил полностью переписать себе личность в местной клинике цифровых мозгоправов. Но теперь, будучи совсем другим существом, его гложут сомнения - все ли правильно он сделал? А вдруг его заставили так поступить? А вдруг среди воспоминаний было что-то, что делало его настоящим самим собой? Эти насущные вопросы и попытки вспомнить нечто очень важное из прошлой жизни побуждают главного героя поучаствовать в эксперименте - заселиться в симуляцию, которая в точности воссоздает условия жизни человека из дремучего двадцатого столетия. По окончании эксперимента у него будет шанс чуть лучше разобраться в себе, плюс нехилый денежный бонус за особое содействие с условиями симуляции. Сразу после подписания контракта ГГ находит себя в копии классической игры в качестве одного из новых жильцов "The Sims" и - тук-тук, Нео.

Как вы уже поняли, больше всего роман у меня ассоциировался с "Матрицей", с той лишь разницей, что в "Оранжерее" все жители симуляции четко знают, что "ложки не существует" и окружающий их мир - фикция, но тем не менее, вынуждены следовать строгому сценарию жизнедеятельности, ведь разработчики добавили систему социального рейтинга. Если ты живешь в точности так, как жил человек двадцатого века, включая социокультурные аспекты, такие как, иметь семью, детей, ходить на работу, гендерное разделение обязанностей, то начисляется больше очков, которые в итоге выльются в тот самый денежный бонус. Если творишь всякую нелогичную асоциальную дичь, очки снимаются. При этом счет очков общий на десяток "семей" и если одна пара тянет всех на дно, в интересах большинства повлиять на тех, кто сливается. Вот тут и начинается самое интересное, так как со временем выясняется, что намерения создателей эксперимента далеко не чисты, и их личные мотивы могут привести к плачевным последствиям не только для живущих в симуляции, но и за ее пределами.

Особенно понравилось, что в одном флаконе намешаны разные жанры, плавно перетекающие друг в друга - сначала твердая научная фантастика, затем социальная драма, а потом и вовсе шпионский триллер. Со всеми ими Стросс здесь справился шикарно, все логично, читать приятно и не спотыкаешься на далеких от понимания специфических терминах. Сюжетная линия здесь предельно понятна, при этом не забывайте, что с точки зрения фантастического произведения наличие в нем "цифрового человека" и ассемблера, способного воспроизвести что угодно, творит настоящие чудеса. Поэтому параллельные сюжетные ходы от одного и того же действующего лица, находящегося в разных телах и занимающихся разными делами тут это норма, к которой стоит заранее привыкнуть. Ну и, конечно, абсолютно здорово описан этап адаптации человека из пост-сингулярной технологической эпохи к нашей современности, ведь наши "продвинутые технологии" для цифрового разума это буквально камень и палка для нас нынешних. Прямо какое-то реверс-попаданство выходит.

Как итог, вообще ни разу не пожалел и посчитал "Оранжерею" эдаким воздаянием за страдания над "Аччелерандо", это именно тот Стросс, которого я и ждал увидеть, увлекательный и умный.

По итогу прочтения ненароком закрадываются мысли, а не является ли наш мир такой же симуляцией, может быть более глобального характера? Что случилось с далекими предками, которые все знали, но вынуждены были следовать правилам во имя социального рейтинга? А самое главное - кто заправляет банкетом и заказывает музыку?

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.