Александр Никанорович Новоскольцев родился в городе Землянске (ныне - село) Воронежской губернии в 1853 году. Первоначальное образование он получил будучи послушником Задонского Богородицкого монастыря. Любопытно, что в монастыре он оказался в 12-летнем возрасте, вместе с братом и "вдовым мещанином" отцом. При монастыре была устроена школа грамотности, живописи и резного золотильного искусства, которую успешно окончил будущий художник.
Вероятно это и предопределило в будущем выбор исторической живописи (не отделяемой тогда от религиозной) как основной для творчества Новоскольцева. Далее он уезжает в Москву, где обучается в Училище живописи, ваяния и зодчества, "откуда с двумя малыми серебряными медалями поступил в 1878 г. в число учеников натурного класса Академии художеств по живописи". Обучение было успешным, кроме серебряных медалей академист получит малую золотую медаль за картину на библейский сюжет:
А закончит обучение художник с максимальной наградой за работу на сюжет из русской истории, предшествовавший Куликовской битве. Как-то мы с вами уже рассматривали полотна, посвященные этому важнейшему сражению:
На следующий год после окончания Академии, как это и было заведено в ней, выпускник отправляется в пенсионерскую поездку за границу. Там Новоскольцев "ознакомился с музеями и галереями в Берлине, Дрездене, Вене и Мюнхене, побывал в различных местностях Италии, везде осматривал художественные памятники и археологические достопримечательности" - так напишет об этом путешествии искусствовед Федор Булгаков.
К сожалению, дальнейшие сведения о художнике достаточно скудны. Вернувшись из Европы, где "главным его местопребыванием оставался Париж", Новоскольцев продолжает плодотворную деятельность. Кроме собственно творчества, он преподавал рисование "в классе гипсовых голов в Академии художеств", а так же был преподавателем в Училище технического рисования барона Штиглица.
Академиком исторической живописи он становится в 1889 году за картину на сюжет, который не единожды вдохновлял русских живописцев на создание полотен:
На картине мы видим как рыжебородый Малюта Скуратов входит в келью к "разжалованному" митрополиту Филиппу. Вглядитесь в лица персонажей, на это классическое противопоставление добра и зла - на мой взгляд, это лучшая картина на данный сюжет мрачных страниц нашей истории.
Вообще, проблематика опричнины явно занимала художника, ведь к ней он обращался не раз и, как мне кажется, именно в рамках этой темы он написал свои самые пронзительные картины, посудите сами, взглянув на эту работу художника:
Кроме непосредственно картин, художника привлекали к созданию образов для церковных иконостасов и мозаичных изображений во многих храмах Российской империи. Что, конечно, не удивительно, учитывая начало его творческого пути.
Надо сказать, что одними только религиозными и историческими сюжетами наш сегодняшний герой не ограничивался, так что мы с вами можем оценить разнообразие талантов живописца:
Подытожу выдержкой из краткого очерка о художнике, изданной в журнале Нива по случаю 25-летия его художественной деятельности:
А.Н. Новоскольцев пользуется заслуженной известностью как редкий знаток и изобразитель русских исторических событий и типов. В его картинах сказывается тщательное изучение старинного быта и знакомство с историческими личностями. Рисунок его всегда закончен и художественно изящен. Трактовка сюжета проста и благородна.
В 1916 году в Петрограде состоялась персональная выставка художника, где, вероятнее всего, была представлена одна из последних его работ:
Спустя три года живописца не стало. Таким получился сегодняшний рассказ, надеюсь вам и в этот раз было интересно. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".