Найти в Дзене
История живописи

Путь живописца из послушника в академики

"Летописец", А.Н. Новоскольцев, 1887. Одесский художественный музей.
"Летописец", А.Н. Новоскольцев, 1887. Одесский художественный музей.

Александр Никанорович Новоскольцев родился в городе Землянске (ныне - село) Воронежской губернии в 1853 году. Первоначальное образование он получил будучи послушником Задонского Богородицкого монастыря. Любопытно, что в монастыре он оказался в 12-летнем возрасте, вместе с братом и "вдовым мещанином" отцом. При монастыре была устроена школа грамотности, живописи и резного золотильного искусства, которую успешно окончил будущий художник.

Вероятно это и предопределило в будущем выбор исторической живописи (не отделяемой тогда от религиозной) как основной для творчества Новоскольцева. Далее он уезжает в Москву, где обучается в Училище живописи, ваяния и зодчества, "откуда с двумя малыми серебряными медалями поступил в 1878 г. в число учеников натурного класса Академии художеств по живописи". Обучение было успешным, кроме серебряных медалей академист получит малую золотую медаль за картину на библейский сюжет:

"Иаков узнает одежды Иосифа", А.Н. Новоскольцев, 1880. Нижегородский художественный музей.
"Иаков узнает одежды Иосифа", А.Н. Новоскольцев, 1880. Нижегородский художественный музей.

А закончит обучение художник с максимальной наградой за работу на сюжет из русской истории, предшествовавший Куликовской битве. Как-то мы с вами уже рассматривали полотна, посвященные этому важнейшему сражению:

"Св. Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем (и отпускает с ним двух иноков)", А.Н. Новоскольцев, 1881.
"Св. Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем (и отпускает с ним двух иноков)", А.Н. Новоскольцев, 1881.

На следующий год после окончания Академии, как это и было заведено в ней, выпускник отправляется в пенсионерскую поездку за границу. Там Новоскольцев "ознакомился с музеями и галереями в Берлине, Дрездене, Вене и Мюнхене, побывал в различных местностях Италии, везде осматривал художественные памятники и археологические достопримечательности" - так напишет об этом путешествии искусствовед Федор Булгаков.

"Уголок Венеции", А.Н. Новоскольцев, 1883. Калининградский областной музей изобразительных искусств.
"Уголок Венеции", А.Н. Новоскольцев, 1883. Калининградский областной музей изобразительных искусств.

К сожалению, дальнейшие сведения о художнике достаточно скудны. Вернувшись из Европы, где "главным его местопребыванием оставался Париж", Новоскольцев продолжает плодотворную деятельность. Кроме собственно творчества, он преподавал рисование "в классе гипсовых голов в Академии художеств", а так же был преподавателем в Училище технического рисования барона Штиглица.

Академиком исторической живописи он становится в 1889 году за картину на сюжет, который не единожды вдохновлял русских живописцев на создание полотен:

"Последние минуты митрополита Филиппа", А.Н. Новоскольцев, 1889. Русский музей, СПб.
"Последние минуты митрополита Филиппа", А.Н. Новоскольцев, 1889. Русский музей, СПб.

На картине мы видим как рыжебородый Малюта Скуратов входит в келью к "разжалованному" митрополиту Филиппу. Вглядитесь в лица персонажей, на это классическое противопоставление добра и зла - на мой взгляд, это лучшая картина на данный сюжет мрачных страниц нашей истории.

Вообще, проблематика опричнины явно занимала художника, ведь к ней он обращался не раз и, как мне кажется, именно в рамках этой темы он написал свои самые пронзительные картины, посудите сами, взглянув на эту работу художника:

"Опричники в доме земского", А.Н. Новоскольцев, 1880-1890 г. Музей Академии художеств.
"Опричники в доме земского", А.Н. Новоскольцев, 1880-1890 г. Музей Академии художеств.

Кроме непосредственно картин, художника привлекали к созданию образов для церковных иконостасов и мозаичных изображений во многих храмах Российской империи. Что, конечно, не удивительно, учитывая начало его творческого пути.

Надо сказать, что одними только религиозными и историческими сюжетами наш сегодняшний герой не ограничивался, так что мы с вами можем оценить разнообразие талантов живописца:

"На исповеди", А.Н. Новоскольцев, 1888. Тамбовская областная картинная галерея.
"На исповеди", А.Н. Новоскольцев, 1888. Тамбовская областная картинная галерея.
"После маскарада", А.Н. Новоскольцев, 1890. Частное собрание.
"После маскарада", А.Н. Новоскольцев, 1890. Частное собрание.
"Юные грезы", А.Н. Новоскольцев, 1906. Частное собрание.
"Юные грезы", А.Н. Новоскольцев, 1906. Частное собрание.

Подытожу выдержкой из краткого очерка о художнике, изданной в журнале Нива по случаю 25-летия его художественной деятельности:

А.Н. Новоскольцев пользуется заслуженной известностью как редкий знаток и изобразитель русских исторических событий и типов. В его картинах сказывается тщательное изучение старинного быта и знакомство с историческими личностями. Рисунок его всегда закончен и художественно изящен. Трактовка сюжета проста и благородна.

В 1916 году в Петрограде состоялась персональная выставка художника, где, вероятнее всего, была представлена одна из последних его работ:

"Смерть Патриарха Гермогена (В период польско-литовского нашествия)", А.Н. Новоскольцев, 1915.
"Смерть Патриарха Гермогена (В период польско-литовского нашествия)", А.Н. Новоскольцев, 1915.

Спустя три года живописца не стало. Таким получился сегодняшний рассказ, надеюсь вам и в этот раз было интересно. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".