Исследования показывают, что для успешного усвоения иностранного языка нужно быть уверенным в себе человеком, поскольку низкая самооценка приводит к восприятию сложных задач в качестве личных угроз, в результате чего человек тратит уйму сил на борьбу с самим собой, а не на успешное выполнение задания. Уверенность же позволяет ставить цели и добиваться их достижения без лишнего самоанализа. Значимость уверенности в себе настолько велика, что по оценкам некоторых ученых, если у ученика недостаточно развиты уверенность в себе и самоуважение, то даже самые лучшие образовательные методики и творческие подходы не дадут положительного результата. Итогом становится потеря веры в себя и забрасывание иностранного языка.
Особенно важно обращать внимание на уверенность в себе детей и подростков. Они находятся в том возрасте, когда постоянно беспокоятся о мнении окружающих людей о себе. Глядя на них, может показаться, что они самоуверенны и холодны, но часто это не так. Большинство подростков крайне ранимы, даже если активно выступают на публике. Они беспокоятся обо всем подряд: об оценках, внешнем виде, одежде, свиданиях и пр. На уроке иностранного языка стеснительность взлетает до небес из-за неизбежности совершения ошибок. В итоге ученики просто отказываются что-либо делать.
Любой человек обладает базовой потребностью «держать лицо» перед обществом. В ход идут совершенно разные стратегии. Например, ученик намеренно тратит мало времени на выполнение работы, чтобы потом оправдать себя и сказать, что ему не хватило времени. Самый простой способ, как уже говорилось, просто отказаться от ответа. Другая крайность – брать слишком много заданий и не успевать их выполнять. Порой ученики ставят перед собой недостижимые цели, поскольку подсознательно понимают, что и другие вряд ли их достигнут, а значит лицо потеряно не будет.
Итак, исследования показывают, что самооценка крайне важна для успешного усвоения второго языка. Хорошая новость состоит в том, что учитель может помочь в повышении самооценки: если будет создана правильная атмосфера, то ученики поймут, что занятие – это безопасное место, где их самооценке ничего не угрожает, почувствуют доверие и начнут изучать язык.
Существует 5 основных стратегий по созданию такого безопасного пространства:
1)дать почувствовать успех;
2)поощрять;
3)снижать языковую тревожность;
4)обучать стратегиям изучения языка;
5)дать возможность проявить себя, сохранить свой положительный социальный облик.
Лучший способ поднять уверенность – дать человеку почувствовать успех. Следовательно, каждый раздел изучения языка нужно начинать с повторения того, что уже известно ученику; сложные задания нужно чередовать с теми, которые по силам; заключительное задание также не должно вызывать значительных трудностей. Однако нужно понимать, что ученики не будут гордиться выполнением слишком простых заданий, поэтому задание должно обладать достаточной сложностью, чтобы вызывать чувство удовлетворения.
Сложным является вопрос относительно влияния проверочных работа на мотивацию ученика. Сложно отрицать тот факт, что большое количество ошибок демотивирует. Однако тесты могут быть предназначены для выявления пробелов в знаниях и для того, чтобы показать ученику его возросшие способности. Если тест написан плохо, то оценка должна озвучиваться только в частном порядке и с указанием на то, что из ошибок можно извлечь пользу и избежать их совершения в будущем. Тревожность, связанную с проверочной работой можно снизить, предупредив о видах заданий, о критериях оценки, о проверяемом материале, предоставив достаточное время для ее выполнения.
Уверенность в себе и самоуважение – социальные продукты. Начиная с раннего детства человек формирует свою идентичность, опираясь на отзывы близких людей. Поэтому мнение значащего для него человека, учителя, является крайне важным. Уверенность строится часто из веры других. Поощрение – это выражение убеждения в том, что человек может достичь поставленной цели. Конечно, разные люди нуждаются в разных дозах поощрения. В связи с этим учителям нужно постоянно обращать внимание на способности и сильные стороны учеников, говорить им о ценности тех усилий, которые они прикладывают к изучению языка.
Снижение языковой тревожности крайне важно, поскольку сам факт изучения иностранного языка уже вызывает дрожь в коленках у очень многих. Человек сталкивается с тем, что вынужден говорить как ребенок из-за того, что его языковые навыки недостаточно развиты, что не соответствует его уровню интеллектуального развития. Тревожность усиливается, если ученику ставят оценки или заставляют выступать перед другими. Особенно ранимы те ученики, которые когда-то подвергались публичному унижению.
Для превращения урока в безопасное место нужно исключить сравнение разных учеников: не озвучивать оценки, не показывать работы успешных учеников, не выделять ученика месяца и т.д. Даже невинная фраза «вы добились большего, чем многие» может сформировать представление о том, что ученик находится под постоянной критической оценкой.
Конкуренция связана с тем, что кто-то пытается превзойти другого. Иногда говорят, что здоровая конкуренция позволяет проявиться лучшим качествам учеников. Однако большинство исследований в сфере мотивации говорят о том, что это миф, здоровой конкуренции не бывает. При конкуренции ученики не изучают язык, а стараются обойти другого. Поэтому конкуренция если и допустима, то только в игровом формате, где все ее воспринимают несерьезно. Лучше конкуренции сотрудничество!
Страх совершить ошибку настолько силен, что человек часто отказывается вообще что-либо делать, чтобы не ударить в грязь лицом. Учителя же часто начинают исправлять каждую ошибку ученика, что только повышает страх совершенияошибок. На самом деле исправлять все ошибки не нужно, потому что ошибки – естественный процесс обучения. Современные методологи советуют исправлять только те ошибки, которые как-то связаны с изучаемой сейчас темой. К ошибкам нужно формировать отношение как к естественному процессу обучения.
Уверенность в себе зависит не только от уровня выполняемых задач, но и от умения самообучения. Учитель может подсказать некоторые стратегии самообучения ученикам: изучение слова или фразы в предложении, определение смысла выражения путем разбиения его на части, устное или письменное изложение пройденного материала, регулярное повторение изученного, не бояться просить помощи и пр.
Каждый человек стремится создать и поддерживать некоторый положительный социальный облик, что обусловлено его социальной природой. В связи с этим в качестве одной из эффективных стратегий по поддержке мотивации рассматривается такое построение процесса изучения языка, когда человек может сохранять свой положительный социальный облик.
Данная стратегия основана на том, чтобы дать ученику раскрыться, сделать что-то полезное или как-то связать уже имеющиеся у него навыки с изучением языка. При этом совершенно точно не стоит никого критиковать в унизительной форме, заставлять выступать без предупреждения и специальной подготовки. Нужно помнить, что многие ученики итак о себе и своих навыках невысокого мнения, и часто все их усилия направлены не на развитие себя, а на избегание неудач.
Это лишь одни из немногих стратегий, направленных на повышение мотивации к изучению языка. Продолжение будет в следующих постах:)
Спасибо за прочтение и лайки:)
#sla #motivation #изучениеязыка #лингвистика