В армянских традиционных семьях потомки жили по правилам своих предков. Законы передавались от деда внукам, от отца сыну. Для армян наапетом (родоначальник) и образцом для подражания являлся Айк Наапет — легендарный прародитель армянского народа. Именно он является основоположником династии Хайкидов или Айказуни. В грузинской мифологии он известен под именем Гаос. Айк Наапет по библейско-христианской традиции, является одним из потомков библейского Торгома (Фогармы).
Айк Наапет считается человеком, который несёт в себе коллективную характеристику многовековых нравов армянской семьи. Он был окружён сыновьями и дочерями, их детьми. Айк Наапет жил с глубоким уважением к предкам, которые подарили ему самое ценное — законы и правила семейной жизни.
По преданиям, Айк Наапет основал институт армянской семьи, в котором было место лишь одному мужчине и одной женщине. Только два человека могли создать большую семью, многожёнство в Армении не принималось с древних времён.
Армяне почитали семейную жизнь, и, передавая нравоучения своим потомкам, некоторые выражения успешно укрепились, оставив большой след в культурной жизни армян. Так и появились поговорки и пословицы о семейных ценностях.
Дочь не останется в доме отца, хоть клади её в золотую люльку
Данная фраза передаёт всю боль армянских мужчин, которые отпускают своих дочерей из отчего дома. Но вместе с тем, они готовятся к этому всю жизнь, ведь дочь, как когда-то их жена, пополнит армянский мир новыми людьми.
Беря в жёны дочь, смотри на мать
Армяне издавна считали, что при взрослении любая девушка будет похожа на свою мать: как внешне, так и внутренне. Именно оттуда и произошли следующие фразы: “каково семя, такого и племя, какова мать, таковы и дочери”. И сейчас отцы своим сыновьям рекомендуют в первую очередь посмотреть на мать будущей невесты, поскольку молодые девушки меняются и часто до неузнаваемости, превращаясь полностью в копию своей матери.
Если матери сделаешь яичницу даже на своей ладони, и тогда будешь у неё в долгу
Пословица говорит о том, как сильно армяне почитали своих матерей. Можно сказать, что ничего с тех пор не изменилось. Всю жизнь, считают армяне, мы все в долгу перед своими родителями. Женясь, армяне в большинстве своём не оставляют родительский дом и не живут отдельно. Здесь люди живут большими семьями. Одно из преданий Айка Наапета гласит, что братья не должны оставлять старших семьи. Мать, как хранительница очага семьи, всегда играла решающую роль в армянских семьях, несмотря на искажённые понятия о строгости армянских мужчин. Решение было за главой семьи, но уважение к главной женщине дома было на первом месте.
Хозяин жены — муж, хозяин мужа — долг
Покорность. Это качество сильно ценилось и ценится в армянских реалиях. Здесь важно не путать понятие с “рабством”, “несвободой” и другими несвязанными с выражением словами. С древних времён армяне брали себе в жёны только спокойных и покорных девушек. Своей мудростью они добивались уважения, а их слово было слишком дорого, чтобы не замечать или попытаться игнорировать. Мужчина же отличался от женщины тем, что он был в отличие от хранительницы очага, добытчиком и хранителем всего дома. Он был в долгу перед женой, детьми, и, самое главное, Родиной. Многодетная модель семьи отражала готовность отдать своей Родине, себя, жизнь и потомков.
Муж — наружняя стена дома, а жена — внутренняя
Мнение тантикин (главная старшая женщина в доме) было решающим в важных вопросах. Она должна была давать своё добро на женитьбу сыновей, в глобальных вопросах также учитывались её советы. Мужчины были суровее, именно поэтому позиция женщины вносила мягкость и где-то доброту. Отсюда и появилась другая поговорка: “муж — голова, жена — душа”.
Получается, что муж решал вопросы, шёл на переговоры, например, с будущими сватами, но при этом никогда не забывал про слова своей жены, которые ему помогали не только в этих, но и других делах. Так и строился большой армянский дом, в котором краеугольным камнем была тантикин, а строителем и добытчиком тантер (главный мужчина), который, имея неограниченные права, всё же помнил слова мудрой жены и принимал верные решения.
От большого уважения и любви к главной женщине дома родилось и такое выражение: “дом без жены — сирота”.
Напоследок маленький совет в форме армянской пословицы:
С роднёй пируй, а не торгуй; с врагом торгуй, но не пируй.