Найти в Дзене
История России

23 февраля 1814 года. Наполеон подтягивает до 100 орудий и начинает мощную артиллерийскую подготовку. Генеральное сражение начинается...

В предыдущей статье, дорогие товарищи, мы с вами рассмотрели события 23 февраля 1814 года, когда союзный сводный кавалерийский корпус под командованием Винценгероде скрытно движется во фланг наступающей армии Наполеона. Но движение корпуса сильно замедляется, рушится вся стратегия обороны. Фельдмаршал Блюхер, бросив всё, сам отправляется вслед за кавалерийским корпусом, чтобы догнать и возглавить его.

А мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник Яндекс.Картинки.
Случайное изображение. Источник Яндекс.Картинки.

*

Итак, на дворе у нас 23 февраля 1814 года. Как мы уже отметили, но повторим, что под командованием генерал-лейтенанта Воронцова сейчас 18 000 бойцов: 16 300 пехоты и до 2 000 кавалерии. Плюс в семи верстах в резерве ещё 2 700 сабель кавалерии. Эти части уже выстроены в три линии обороны и теперь только ждут главного удара Наполеона, которое скоро неизбежно начнётся. Сейчас для союзного командования главное, чтобы сводный кавалерийский корпус вовремя успел нанести неожиданный мощный удар во фланг Наполеона.

*

Итак, в 9 часов утра 23 февраля 1814 года русские передовые посты замечают подозрительное движение. Немедленно доложено, что несколько неприятельских колонн спускаются с краонского плато.

Сам французский маршал Виктор лично ведёт передовую дивизию. Русские отряды павлоградских гусар отходят на первую линию обороны и берут под охрану артиллерийскую роту на левом крыле. 2-й егерский полк подтянут со второй линии на первую и занял селение Айль.

Вскоре начинается постепенное сближение французских и русских войск. Виктор выдвигает вперёд 12 орудий, и резво шагая между орудий, опираясь на свою трость, лично отдаёт распоряжения артиллеристам.
Вдруг, совершенно неожиданно, где-то рядом взрывается бомба. Маршал даже не пригнулся, но через пару секунд упал, словно подкошенный. От неожиданности он даже вскрикнул, застонал от боли, корчась на земле. Окружающие офицеры и артиллеристы обступили маршала. Ткань штанов быстро пропитывается кровью. Это ранение в ногу.

— Быстро носилки, — засуетились офицеры.

Принесли носилки, маршала аккуратно положили на них и два здоровенных санитара чуть ли не бегом понесли маршала в лазарет.

Полевой хирург остановил кровотечение, извлёк осколок, перевязал рану. Маршал, предвидя отправку в тыл, пытался твёрдым голосом приказать немедля вернуть его на поле боя. Но полевой хирург вежливо улыбнулся и напомнил маршалу, что его полномочия кончаются аккурат на входе в лазаретную палатку, а здесь хирург бог и царь. Виктора отправили в тыл. Маршал сдал командование дивизионному генералу Жозефу Бойе-де-Ребевалю.

Вскоре на поле боя прибывает сам Наполеон и он возглавил войска. Наполеон приказывает открыть огонь и всех орудий, что уже прибыли и развёрнуты. К тому времени вместе с Наполеоном прибыли его гвардейские батареи. Русские артиллерийские орудия открыли ответный огонь.

Время идёт, к полю сражения подходят всё новые и новый артиллерийские батареи Наполеона. Вот уже работают семьдесят орудий, затем восемьдесят, девяносто. И подъезжают всё новые и новые. Вскоре, «мама дорогая», сто орудий Наполеона работают по позициям русских. Со стороны русских работает сейчас значительно меньше орудий.

Если представить расположение войск с обеих сторон, то нам понятно, что русские войска держат оборону, поэтому более скучены. Французы только стягиваются и более рассеяны по площади. Поэтому русские вскоре начинают нести значительные потери. А Наполеон всё «лупит и лупит» и нет этому обстрелу конца. Вой от выстрелов орудий не смолкает ни на минуту.
Только и слышно над головой «ууух», «ууух», «ууух», пролетают над головой ядра и бомбы. Русские солдаты залегли, заполнили своими телами все траншеи, ямы и неровности рельефа, попрятались в овраги. Обстрел идёт ужасный. Многие солдаты за всю свою службу не попадали под такой жестокий обстрел. Санитарные команды только успевают уносить с позиций новых и новых раненых. А кое-где и сами санитары залегли, носа не кажут, попробуй, высунись — останешься без головы.

Страшно становится на позициях. Раненых уже столько, что крики не смолкают, превращаются в один протяжный стон. И нет этому ужасу ни конца, ни края.

Русская артиллерия тоже отвечает, наказывает французов, и французы несут потери. Все развивается по наихудшему сценарию. Впереди замаячила жестокая кровавая битва, которая ещё не началась, а уже столько крови. Что же будет дальше. Страшно подумать.

Наполеон, удобно расположившись в своём походном кресле, обозревает поле боя в свою любимую подзорную трубу. Вскоре, однако, Наполеон посчитал, что артиллерия нанесла достаточно урона, пора вводить в бой свои основные части. Наполеон приказывает маршалу Нею нанести главный удар, введя в бой до 14 000 человек пехоты и 2 000 сабель кавалерии.

Приказ получен, маршал Ней поднимает батальоны. Французы переходят в решительное наступление. Горизонт от края до края запестрил ровными рядами французов. «Мама дорогая», их тьма и все идут в атаку. Барабанщики выбивают ритм. Солдаты что-то поют, ощетинившись штыками, рождая какой-то страшный гул. Идут...
Прорвут ли французы оборону русских войск? Выстоят ли русские части? Легко французам не будет, это точно. В следующих статьях мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем, как будет развиваться события далее, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.