Найти в Дзене

ВОЙНАРОВСКИЙ, ИЛИ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВРЕМЕН ПЕТРА ПЕРВОГО

История имеет свою удивительную особенность, она циклична и способна повторяться через определенный виток времени.

Малороссия времен Петра Великого…

Это были времена политических интриг, вероломства, краха чьих-то надежд и чаяний…, впрочем, как и всегда…

Известная нам со школьной скамьи победа Петра Великого над шведами под Полтавой…

Шведский король Карл XII, ставивший определенные цели перед походом на Россию:

· полное уничтожение государственной самостоятельности Русского государства;

· утверждение вассалом на русском троне либо сына короля Яна III Собеского Якуба Собеского, либо, «если заслужит», — царевича Алексея;

· отторжение от Москвы Пскова и Новгорода и всего севера России в целом;

· присоединение Украины, Смоленщины и других западнорусских территорий к вассальной, покорной шведам Польше;

· разделение остальной России на удельные княжества.

Петр Первый – самый яркий правитель из династии Романовых, вплотную взявшийся за европонаправленное развитие России. Возможно, это был “роковой” шаг для России – евразийского государства со своим четким общественным строем, с особенной духовной культурой, более понятным для простого люда “домостроевским” жизненным бытовым укладом...

Иван Мазепа – гетман Украины, оставшийся в веках изменником и предателем, переступившим все грани человеческой морали, к тому же вступивший в греховную любовную связь со своей крестной дочерью Матреной (Марией) Кочубей. Среди всей этой политической кутерьмы вырисовывается образ Андрея Войнаровского – личности неоднозначной.

Андрей Войнаровский – весьма известная и одиозная фигура петровской эпохи, сыгравшая определенную роль в истории. Многие о нем, наверно, помнят и знают из известной поэмы Александра Пушкина «Полтава» и поэтического произведения Кондратия Рылеева «Войнаровский».

Имя Войнаровского связано и с Якутском. Провел в ссылке в Якутске около 20 лет и нашел последнее пристанище здесь – в Якутии в 1740 году.

Военная и политическая карьера молодого, прекрасно образованного, Андрея Войнаровского начиналась блестяще. Войнаровский был племянником и доверенным Ивана Мазепы. Мазепа – сначала гетман Войска Запорожского, затем ему удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи.

Жизнь Андрея Войнаровского была тесно связана с судьбой своего дяди по материнской линии – Мазепы, он был единственным наследником бездетного дяди.

Мазепа надеялся в обход гетманских выборов передать племяннику власть, нарушив традицию выборности гетманов на Украине. Он дал племяннику хорошее европейское образование, сначала в Киево-Могилянской академии, а впоследствии в лучших университетах Германии. Для того чтобы племянник пользовался поддержкой российских придворных кругов, дядя пытался сосватать для Войнаровского сестру царского фаворита Александра Меншикова.

С 1701 года Войнаровский служил есаулом Войска Запорожского - помощником гетмана. С 1705 года Войнаровский находился на царской службе у Петра Первого. Мазепа поручил племянника тогда особому покровительству графа Гаврилы Головкина, кстати, тоже сосланного в Якутию, в Колыму.

В 1707 году Войнаровский стал уже атаманом пятитысячного казачьего отряда, посланного гетманом Мазепой под Люблин в усиление армии Меншикова.

Войнаровский был одним из немногих казацких старшин, которых Мазепа посвятил в свой тайный замысел о переходе на сторону противника Петра I — шведского короля Карла XII.

Почему и как гетман украинский Мазепа решил перейти на другой стан?

Ведь все начиналось прекрасно. Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, стареющий гетман поначалу взялся в какой-то мере опекать молодого царя, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями.

В начале 1690-х годов Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика (Петро Иваненко), выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра Первого к Азову.

8 февраля 1700 года Петр лично вручил Мазепе учрежденный им лично орден Андрея Первозванного «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».

«Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству», - такую фразу произнес Мазепа 17 сентября 1707 года, так пишут историки.

Военный совет, состоявшийся в Жолкве в марте 1707 года, сыграл определенную роль в дальнейших действиях гетмана Украины. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Мазепа затаил на Петра сильную обиду, к тому же позиция России на Северной войне стала весьма шаткой.

1706 год выдался для России неудачным. В сентябре, после поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрекся от польского престола в пользу Станислава Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. Таким образом, у Петра больше не осталось союзников в Северной войне.

Недолго обдумав, Мазепа задумал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. 16 сентября 1707 года Лещинский прислал гетману письмо, в котором просил, чтобы тот «намеренное дело начинал», когда шведское войско приблизится к границам Украины.

Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку.

В этом политическом ходе украинского гетмана его племянник Войнаровский сыграл также важную роль. Осенью 1708 года Войнаровскому была поручена важная задача - контролировать перемещение вблизи украинских границ русских войск во главе с князем Меншиковым. Именно его известие от 23 октября 1708 года о намерениях русского военачальника идти в гетманскую столицу Батурин, заставило украинского гетмана оставить лагерь царя и направить свои полки на соединение со шведами.

Получив осенью 1708 года от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не спешил туда отправляться, сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг. Когда в конце октября ближайший сподвижник Петра князь Александр Меншиков решил навестить «болящего», тот, захватив с собой гетманскую казну и полторы тысячи казаков, бежал в стан Карла XII, расположившийся в Горках, на юго-востоке от Новгорода-Северского. Позднее к шведам присоединилась часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко. Всего в шведском лагере собралось около 10 000 казаков.

После этого Андрей Войнаровский исполняет обязанности связного между гетманом и королём и участвует в боях под Веприком, где на рубеже 1708-1709 годов гарнизон, состоящий из 1100 русских солдат и нескольких сотен казаков Харьковского полка, более 2-х недель выдерживал осаду армии шведского короля Карла XII и гетмана Мазепы. Понеся ощутимые потери, нападавшие овладели Веприком и сожгли его. Затем Войнаровский овладел Гадячем, где за проявленную отвагу заслужил от Карла XII довольно лестные оценки.

Позже, получив чин полковника гвардии, он состоял на службе у шведского короля, а польский король Станислав Лещинский назначил Войнаровского коронным воеводою Речи Посполитой.

Месть Петра за измену была страшной. 11 мая 1709 года русские войска взяли Сечь и разрушили ее до основания. Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям.

12 ноября 1708 года в Троицком соборе города Глухова в присутствии Петра I Мазепу и его сторонников предали анафеме. В тот же день была устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. Его официально лишили всех ранее пожалованных наград и грамот. Новым гетманом Украины стал Иван Скоропадский.

27 июня (8 июля) 1709 года русская армия разгромила войска шведов под Полтавой. Мазепа вместе с Карлом XII бежал на юг к Днепру. Войнаровский сопровождал Мазепу в эмиграцию в Османскую империю. Османская империя наотрез отказалась выдать беглеца русским властям.

22 сентября Мазепа скончался в городе Бендеры (ныне Молдавия). Тело его по распоряжению племянника перевезли в Галац и там устроили пышное погребение в церкви Святого Георгия.

После смерти Мазепы Войнаровский получил в наследство его богатства (недвижимость Мазепы была признана Карлом XII частной собственностью, а не собственностью Запорожского казачества). На выборах нового гетмана в 1710 году кандидатура Войнаровского называется в числе вероятных претендентов. Однако, его претензии на наследство своего дяди ограничились лишь имущественными вопросами, и Войнаровский добровольно отказался от «гетманской булавы». Там же, в Бендерах, он женился на Анне Мирович, представительнице известной казацко-старшинской семьи Левобережной Украины.

В 1710-1711 годах вместе с ближайшим соратником Мазепы Филиппом Орликом, провозглашённым в Бендерах гетманом Правобережной Украины, подстрекал правительства Турции, Крымского ханства и ряда западноевропейских стран к войне с Россией, пытался создать антироссийскую коалицию европейских держав. Много путешествовал по Европе. При монарших дворах Европы Войнаровский осуществлял антироссийскую пропаганду, искал союзников для борьбы за отделение Украины от России.

Летом 1716 года Войнаровский, намереваясь отправиться в Швецию для получения с короля Карла занятых им у Мазепы 240 000 талеров, и оставив семью во Вроцлаве, прибыл в Гамбург.

Петр I отправил группу офицеров во главе со своим доверенным лицом гвардейцем Александром Румянцевым для захвата изменника Войнаровского.

Войнаровский был взят под стражу людьми Румянцева 11 октября 1716 года. В карете с закрытыми окнами арестанта немедленно доставили в здание российского дипломатического представительства в Гамбурге.

Полтора месяца велись дипломатические переговоры по поводу ареста Войнаровского между правительствами Швеции, Франции, Испании, Англии, Австрии, Голландии, вольного города Гамбурга и России.

5 декабря 1716 года Войнаровский сам попросил магистрат немецкого вольного города выдать его российскому царю Петру Первому, что и было выполнено: в закрытой карете, под стражей российских драгун, эмигранта вывезли из Гамбурга в Россию.

Он был доставлен Петру в день именин императрицы, и её заступничество спасло Войнаровского от казни. После суда в Санкт-Петербурге Войнаровский отбыл семилетнее заключение в казематах Петропавловской крепости. После тюремного заключения, осенью 1723 года, был подписан указ о его освобождении из крепости, с одновременной ссылкой в Сибирь.

Через Тобольск он был доставлен в Якутск, где прожил следующие почти двадцать лет своей жизни.

Спустя столетие образ Войнаровского привлек внимание поэта-декабриста Кондратия Рылеева. Войнаровский стал героем романтической поэмы Рылеева, написанной в 1823-1824 годах, образ сподвижника гетмана Мазепы поэтизирован, поэт изображает своего героя не как политического изменника, а как борца с самодержавием за свободу родного края. Поэма написана в виде монолога Войнаровского, который был втянут в эту опасную интригу вероломным гетманом Мазепой, боролся не за те ценности и идеи…

Декабрист Александр Бестужев-Марли́нский, также отбывавший ссылку в Якутии, в «Жизнеописании Войнаровского» к поэме К. Ф. Рылеева писал:

«Г. Ф. Миллер, в бытность свою в Сибири в 1736 и 1737 годах, видел его в Якутске, но уже одичавшего и почти забывшего иностранные языки и светское обхождение».

Так закончил свою жизнь в изгнании один из блестящих аристократов Украины и Европы, умер Андрей Войнаровский в 1740 году в Якутске. Его жена Анна жила после ареста мужа в Швеции, где получила от короля во владение старинный замок Тиннельсе над Малерским озером.

«Жизнеописание Войнаровского», написанное Александром Бестужевым, заканчивается так:

«….Такова была жизнь Войнаровского, и нрав его виден в делах. Он был отважен, ибо Мазепа не вверил бы ему многочисленного отряда людей независимых, у коих одни личные достоинства могли скреплять власть; красноречив, что доказывают поручения от Карла XII и Мазепы; решителен и неуклончив, как это видно из размолвки его с Меншиковым; наконец, ловок и обходителен, ибо тщеславие не нарекло бы его в Вене графом, если бы любезный дикарь сей не имел тонкости светской; одним словом, Войнаровский принадлежал к числу тех немногих людей; которых Великий Петр почтил именем опасных врагов. Без сомнения, Войнаровский, одаренный сильным характером, которому случай дал развернуться в такую славную эпоху, принадлежит к числу любопытнейших лиц прошлого века — лиц, равно присвоенных истории и поэзии, ибо превратность судьбы его предупредила все вымыслы романтика».

Так воспринимали и романтизировали декабристы образ Войнаровского.

Но кем был Андрей Войнаровский на самом деле, мы никогда не узнаем. Был ли марионеткой в руках хитрого и вероломного гетмана, или просто жертвой обстоятельств, или же одержимым идеей свободной самостоятельной Украины, или просто хотел славы, богатства, власти…

Варвара КОРЯКИНА, г. Нерюнгри