Из области фантастики фраза: "Мам, нам надо подготовиться к диктанту, подиктуй мне, пожалуйста".
Современных школьников не заставишь писать диктант по доброй воле. А бывают ситуации, когда необходимо их писать на уроке, дополнительных занятиях или дома, например, для подготовки к контрольным диктантам. Или ребенок пропустил по какой-либо причине много уроков. Часто диктанты дают репетиторы.
Чем больше их пишешь, тем лучше!
Я всегда стараюсь выделять хотя бы пару минут от урока для того, чтобы продиктовать ученикам несколько предложений, но регулярно, каждый день. Спустя время после такой практики ученики показывали прекрасные результаты: отметки за диктанты становились лучше, грамотность повышалась.
Я уже писала об одном из способов для отъявленных нехочух о том, как можно увлечь ребенка писать небольшие тексты под диктовку дома. Нужно поменяться ролями. Пусть ребенок будет учителем, и пусть он диктует маме текст, который сам выберет. Мама при этом специально может допускать ошибки, пусть "учитель" проверяет и исправляет!
Такая игра очень нравится детям.
Можно ещё писать диктант по-современному: пусть ребенок не пишет, а печатает текст в телефон и отправляет его в чат маме на проверку. Тоже хороший способ для школьников.
Хочу показать вам ещё один приём, который я использую со своими учениками в репетиторской работе. Это диктант-сюрприз.
Описан он в книге "Увлекательные диктанты для начальной школы" И. Винокуровой, С. Наумовой. Но пособие очень старое и давно не переиздавалась, я не нашла его в продаже сейчас нигде, но зато я распечатала несколько страниц.
Это очень удобно, вся книга не нужна, а нужны конкретные диктанты для закрепления конкретных тем для определенного класса.
Что такое диктант-сюрприз
В качестве диктанта даётся интересный материал, который ребенку понравится. Это смешные случаи, неизвестные факты о животных, байки, загадки, анекдоты, увлекательные истории, задачи на смекалку.
Как и знаменитый Киндер-сюрприз, такой диктант состоит из двух частей: шоколад (сам диктант) и игрушка-сюрприз (увлекательная часть с неожиданной информацией).
Начинаю я так: "А сейчас мы напишем диктант-сюрприз!" И у ребенка уже загораются глаза, и нет вечного и скучного: "Что, опять? Не хочу! А может, не надо диктанта?"
У диктанта-сюрприза есть завлекающий заголовок, но раскрывается он только во второй части.
Первая часть - это написание небольшого по объему диктанта с проверкой. Текст заканчивается на неожиданном месте. Вторая часть - сам сюрприз, которую учитель или родитель эмоционально зачитывает. Но предварительно спрашивает ребенка, знает ли он продолжение того текста, который неожиданно закончился. Ребенок может придумать свое продолжение, а потом сравнить его с тем, которое вы ему зачитаете. Вторая часть диктанта хороша тем, что ее не надо писать, а просто слушать и радоваться.
Такая методика хороша тем, что повышает мотивацию детей к написанию диктантов, вызывает познавательный интерес, дополнительно развивает, снимает страх во время написания.
Под эту методику можно подогнать любой диктант, который вы найдете в интернете. Подберите диктант с сюжетом, не диктуйте его ребенку полностью, а только примерно половину. Прервитесь на интересном моменте, попросите придумать продолжение. А потом зачитайте продолжение по тексту. Писать это продолжение не нужно, но если там есть сложные для написания слова, то их можно выписать отдельно.
Таким образом, ребенок пишет совсем немного, не устает, и при этом получает сюрприз в виде продолжения интересной истории или отгадывания загадки.
Прикрепляю несколько примеров диктантов-сюрпризов.
Я часто использую их со своими учениками. Это небанально и весело, но при этом эти тексты "прокачивают" все основные орфограммы.
Моим ученикам очень нравится!
Подписывайтесь, расскажу о других интересных фишках из своей практики.