Перед тем, как начать разбирать, что такое Дизартрия, обратимся к значению этого слова.
С греческого dys-переводится как расстройство, а arthron – сочленение, т.е. соединение нескольких частей в единое целое.
Что мы получаем?
Не соединяются звуки в слова, слова - в фразы, фразы - в предложения красиво и плавно, наблюдаются дефекты разного уровня.
Ну, перейдем к профессиональному определению.
Дизартрия – это расстройство речи, характеризующееся нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи.
Если со звукопроизношением все понятно, то по поводу просодической стороны речи могут возникнуть вопросы. Поэтому разберемся, что же это такое.
Просодическая сторона речи представляет систему, в которую входят, прежде всего, интонация, сила и высота голоса, ритм и тембр.
Очень часто мы обращаем внимание на то, что ребенок не выговаривает звуки, а вот интонации остаются в стороне, не говоря уже о других характеристиках.
И только, когда ребенку приходится заучивать стихи, мы сталкиваемся с тем, что речь какая – то монотонная у него. Ребенка тяжело слушать. А ведь это может помешать ему, в дальнейшем, нормально контактировать с другими людьми.
И вместо того, что бы обратить на это внимание и позаниматься дополнительно со специалистом, мы отмахиваемся, обвиняя ребенка в его лености и не желании красиво рассказать стих.
В последнее время я заметила, что по литературе практически перестали задавать стихи наизусть.
С одной стороны детям это облегчает жизнь, особенно дизартрикам (из личных наблюдений).
А с другой – как же с ними отрабатывать интонации?
Но вернемся к дизартрии и поговорим о ней более подробно.
Что же стоит за всем этим?
Причиной всему этому является недостаточность иннервации мышц речевого аппарата.
Будем разбираться, что же это такое.
Прежде всего, речевой аппарат состоит из двух частей:
центральной (участок головного мозга)
и периферической (нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам).
Очень часто дизартрия наблюдается при ДЦП.
Это объясняется тем, что двигательная и речевая зоны анатомически и функционально взаимосвязаны.
К структурам мозга, при поражении которых возникает дизартрия, относят:
1. ядра периферических двигательных нервов, идущих к мышцам речевого аппарата (расположены в стволе головного мозга)
2. ядра, расположенные в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные речевые реакции.
При таких поражениях нервные импульсы не поступают к речевым мышцам, что влечет за собой атрофию и атонию мышц.
3. подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, регулирующие речевую мускулатуру и координирование в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.
При поражении этих структур нарушается эмоциональная выразительность речи, ее плавность и громкость – страдает просодическая сторона речи.
4. проводящие системы от коры мозга к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга
5. корковые отделы головного мозга, обеспечивающие дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры.
При всех этих поражениях наблюдается нарушение мышечного тонуса.
Какие это могут быть нарушения?
1. постоянный повышенный тонус в мускулатуре языка, губ, лица и шеи.
2. постоянный пониженный тонус в артикуляционных и лицевых мышцах
3. изменяющийся мышечный тонус артикуляционного аппарата (в покое пониженный мышечный тонус, а при попытке заговорить резко повышается).
Что можно увидеть при повышении тонуса?
- язык напряжен и оттянут кзади, движения ограничены
- губы напряжены и плотно сомкнуты, активность снижена
- мышцы лица и шеи напряжены и ограничивают движения в речевом аппарате
Что можно увидеть при пониженном тонусе?
- язык распластан в полости рта
- губы вялые, несомкнутые, рот приоткрыт
- наблюдается гиперсаливация – увеличение секреции слюны
- назализация – носовое звучание речи
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционном аппарате приводит к ограничению подвижности мышц и неправильному звукопроизношению.
Могут наблюдаться подергивания языка и губ, иногда в сочетании с гримасами лица.
Выше мы рассмотрели артикуляционные расстройства, выраженность которых зависит от локализации места поражения и его тяжести.
Но это еще не все. Помимо нарушения тонуса мышц языка, губ и мягкого неба, страдают голосовые складки и мышцы гортани – страдает голосовой аппарат.
Это приводит к тому, что изменяются вибрация голосовых складок (вплоть до ее невозможности) и сила голоса, его мелодичность и интонационная окраска.
Но и это еще не все, есть и еще одна составляющая дизартрии – это нарушение речевого дыхания.
Виновником данного процесса является сбой в иннервации дыхательной мускулатуры.
Как мы можем его распознать?
- во время речи будут наблюдаться поверхностные судорожные вдохи
- ребенок говорит на вдохе
- выдох укорочен, осуществляется через нос при полуоткрытом состоянии рта
Таким образом, при дизартрии могут наблюдаться расстройства в разных отделах периферического речевого аппарата – артикуляционном, голосовом и дыхательном, влияя на симптоматику дизартрии.
Как я уже говорила выше, дизартрия очень часто является спутницей ДЦП.
И в случае ДЦП к вышеизложенной симптоматике добавляются:
- нарушение общей двигательной активности
- нарушение мелкой моторики пальцев рук
Почему я на этом особенно остановилась и не стала описывать только стертую дизартрию, которую нам поставили?
Из всего, вышеперечисленного, я нашла у своего ребенка симптомы нарушения во всех трех отделах речевого аппарата, но уже после 6 лет.
И если бы я была более внимательна к таким вещам, то обратилась бы с жалобами к невропатологу и логопеду не в 6 лет, а в 4.
Но в 4 года, наблюдая за проблемами с мелкой моторикой, я пыталась справиться сама, развивая ручки ребенка через пальчиковые игры, лепку, рисование и аппликации.
В 5 лет я заметила, что ребенок спит с открытым ртом, и ему тяжело дышать, говорит через нос.
Повела к ЛОР-врачу, прошли обследования, обнаружили разросшиеся аденоиды, удалили.
Дыхание восстановилось, рот закрылся. Мы думали, что проблема разрешилась.
Очень хорошо, что детей обследуют и перед садиком и перед школой.
Мы проходили все обследования, но выявили дизартрию только в 6 лет.
Нам поставили диагноз Стертая дизартрия, о ней я расскажу в следующей статье.