Очевидно, что вместе с людьми в Санкт-Петербурге стали появляться и собаки. А поскольку люди прибывали разные, то и отношения к собакам у них было разное.
Всерьез отловом бродячих псов власти занялись лишь в 1854 году. Это дело поручили полицейским, а после них - фонарщикам.
Однако последних упразднили в 1862 году. Собаки остались предоставлены сами себе и начали размножаться. И через четыре года правительство города оказалось засыпано жалобами от горожан.
Миссию отлова собак поручили пожарным. Но некоторые горожане отнеслись к этой миссии с особенным рвением. И газете "Новое время" в ноябре 1875 пришлось сообщить о пропаже породистой собачки прямо из квартиры министра внутренних дел и еще пары из дворца великого князя Николая Николаевича. Видимо, для перепродажи.
Конечно, нашлись и сознательные граждане. Уже тогда в городе действовало "Общество покровительства животных". "Покровители" просили не убивать собак зверским способом. Необходимо дать людям шанс позаботится о них. Хозяевам - отыскать и забрать домой своего питомца. И вообще, надо бы устроить приют. И в 1877 купец Мосягин устроил на собственном участке, на Можайской улице, первый в городе приют для собак.
Через два года "Общество" взяло на себя ответственность за отлов животных, заключив договор с городом. А так же открыло еще один приют на Двинской.
Обществу пришлось сильно постараться, дабы правительство утвердило указ не отлавливать собак с ошейниками. Так дело потихонечку и дошло до "собачьего налога".
Как ни странно, а налог этот учредили с подачи "Общества". Императорское Величество повелело, а градоначальник исполнил.
Новый порядок содержания собак в городе был таким. Выгуливать псов можно только в намордниках, с ошейником, и на поводке. Все прочие псы- бесхозные. На ошейнике непременно должен был быть жетон, свидетельствующий о том, что налог уплачен. Как из всякого правила, из закона были исключения. Членам императорской фамилии, послам, военным ведомостям и полицейским чинам за собак можно было не платить.
Современных собак так же запрещено выгуливать без поводка. А особенно рослым положен и намордник. Жаль только, что приюты нужны до сих пор. Ибо собаки может и поумнели, то люди не особенно.