Государственный Комитет Обороны, возложивший организацию обязательного военного обучения на Наркомат Обороны и его органы, предложил обратить особое внимание на строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, на противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения.
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...
Легко судить о том, что было с позиции прошедшего времени, всё кажется ясным, легко и отчётливо разбираются просчёты, но как видит это время корреспондент здесь и сейчас - сегодня представляется удивительным. Он вкладывает живые камни строк в стену "плача", любви и ненависти - и это становится чрезвычайно актуально.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 18 сентября 1941 г., четверг:
Всеобщее военное обучение граждан СССР
Сегодня мы публикуем постановление Государственного Комитета Обороны о введении с 1 октября 1941 года обязательного военного обучения всего мужского населения нашей страны в возрасте от 16 до 50 лет. «Каждый гражданин Союза ССР, — сказано в постановлении, — способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою родину».
Осуществление этого мероприятия имеет огромное значение для всего хода нашей отечественной войны против германского фашизма. Весь советский народ, могучий и непобедимый, с оружием в руках будет драться с ненавистным врагом. Под знамена доблестной Красной армии придут новые миллионные резервы, обученные ведению современного боя.
Постановление Государственного Комитета Обороны выражает страстное стремление всех советских людей стать на защиту родины, чести и свободы.
Наш народ никогда не склонял своей головы перед иноземными завоевателями, никогда не мирился с разбойничьим захватом его земель. В моменты крутых исторических поворотов, когда враг угрожал самому существованию русской государственности, отчизна скликала своих сыновей на поля брани, и весь народ поднимался в едином порыве, чтобы сокрушить незванных пришельцев. В тяжелые годины вражеских нашествий русские люди сами ковали себе мечи и кольчуги, обучались ратному делу и, повинуясь голосу сердца, шли в ряды народного войска.
Так повелось на нашей земле издавна, от дней седой старины, из века в век. Постановление Государственного Комитета Обороны полностью отвечает этой славной традиции.
«Народу нужно поголовно учиться владеть оружием», — писал великий Ленин в 1917 году, зная, что враги попытаются задушить молодую советскую республику. На призыв вождя народ ответил всеобщим воинским обучением, введенным 22 апреля 1918 года декретом ВЦИК. Уже спустя несколько месяцев органы Всевобуча, выработав для военного обучения 96-часовую программу, сумели подготовить, сформировать в полки и послать на фронт десятки тысяч трудящихся. Фронтовая поэзия времен гражданской войны сохранила нам замечательное, полное внутренней страсти обращение неизвестного автора-бойца к советскому человеку:
II если ты сейчас не станешь
В ряды бойцов, то знай: потом
Свободу, вольность потеряешь
И немца будешь ты рабом.
Наш народ не стал рабом ни немца, ни других своих врагов. Не станет он им и теперь, когда на полях священной отечественной войны идут жестокие бои с гитлеровскими ордами. Почти три месяца и днем и ночью сражаются воины Красной армии, грудью отстаивая каждый клочок советской земли. В туманах надвинувшейся осени окончательно растаяли мечты гитлеровского генерального штаба о «молниеносной войне» на Востоке.
Надо, однако, осознать, что война будет длительной и суровой. Мы обескровим и уничтожим неприятеля, но эта невиданная в истории человечества вооруженная борьба потребует от нас больших жертв, полной мобилизации материальных, людских ресурсов страны и значительного времени. Победу не приносят на золотом блюде. Каждый советский гражданин должен быть ее творцом, каждый обязан принести на алтарь отечества свою готовность защитить родину, свое воинское уменье. Каждый должен уметь воевать!
Государственный Комитет Обороны, возложивший организацию обязательного военного обучения на Наркомат Обороны и его органы, предложил обратить особое внимание на строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, на противохимическую защиту, рытье окопов и маскировку, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения. Всевобуч рассчитан на 110- часовую программу и, таким образом, даст Красной армии обученные резервы. Необходимо только со всей настойчивостью, твердо и решительно проводить эту программу, максимально приближая обучение к условиям боевой страды.
Энгельс с восхищением говорил об античном Риме, где всякий гражданин в возрасте от 17 до 50 лет подлежал военному обучению. Энгельс отмечал, что обучение каждого способного носить оружие «было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы... Продолжительные марши в тяжелом походном порядке, причем каждый воин нес на себе от 40 до 60 фунтов, совершались с быстротой 4 миль в час. В военное обучение входило также обращение с окопным инструментом и быстрое устройство укрепленного лагеря. И не только новобранцы, но и легионы ветеранов должны были заниматься всеми этими упражнениями, чтобы сохранить телесную свежесть и гибкость и оставаться привычными к усталости и лишениям».
Такие воины действительно могли одерживать победы над врагами. Наше всеобщее военное обучение призвано превратить всех советских граждан в мужественных бойцов, способных твердо переносить тяготы боев, не теряя духа стойкости.
Грозные дни переживает сейчас наша родина. Но мы верим в себя и знаем, что победа будет за нами. По зову Сталина на врага поднимаются неисчислимые силы. Миллионы людей пришли в движение, миллионы берутся за оружие. Красная армия, ведущая бои с немецко-фашистскими полчищами, это только авангард той необозримой армии, что зовется советским народом. Как бы ни складывалась обстановка на фронтах, какие бы трудности ни вставали перед нами, никто и ничто не может отнять нашей свободы, если ее оплотом является «вооруженный народ... сделавший всех солдат гражданами и всех граждан, способных носить оружие, солдатами». (Ленин).
В ополчение шел и стар и млад. Главной социальной базой стал рабочий класс. Шли ветераны революций и Гражданской войны, рабочие и служащие, которые не подлежали призыву и имели брони, юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, но приписавшие себе 2-3 года. Коммунисты и комсомольцы были в первых рядах добровольцев. На командные должности командиров дивизий и полков назначались кадровые военные, на остальные – командиры из состава запаса.
Уже осенью страна смогла выставить около 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков и большое количество других воинских подразделений. Всего эта народная армия объединила около 2 млн человек.
Осень 1941 года стала роковой для всех дивизий народного ополчения города Москвы. Добровольцы спасли столицу, они стали единственным резервом, который был у командования на тот момент. Они стояли на смерть. Оказавшиеся в полном окружении, они продолжали сражаться. Все это задержало немцев, и советское командование смогло создать новые оборонительные рубежи на подступах к Москве. Роль ополченцев стала очень важной в укреплении Красной Армии. Именно ополченцы своим самопожертвованием смогли остановить врага в трудную минуту.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.