На волне хайпа сериала про хоррор панк группу "Король и Шут", решил написать материал про вагантов. Все мы прекрасно знаем про средневековых менестрелей, которые при дворе короля сочиняют и исполняют различные баллады о любви, воинских подвигах и других популярных в средневековье тем. Но в средневековье были и другие поэты-музыканты, образ жизни которых, а также творчество разительно отличалось от менестрелей. Сегодня речь про бродячих школяров, скитающихся монахов - вагантов.
Фанаты панк-культуры, конечно, могут меня заругать за такое абстрактное сравнение и будут правы. Конечно поэзия вагантов никак напрямую не связана с панк культурой. Тем не менее, в своем сравнении я исходил из того, что для человека советского или постсоветского воспитания панки предоставляются неким культурным элементом, выходящим за рамки общепринятого поведения в обществе. Так и тут, ваганты своим творчеством также выходили за рамки поведенческих норм эпохи средневековья.
Движение вагантов начинает развиваться с XI-XII веках, когда школы стали постепенно перерождаться в университеты. В эти университеты стекаются студенты из всех европейских стран, происходит смешение нравов, обычаев, взаимный обмен национальным опытом, чему в немалой степени способствовала латынь — международный язык студенчества. Молодой, непоседливый народ легко поднимается с места в поисках лучших учителей и лучшей жизни, запросто меняет учебные заведения, странствует по большим дорогам, заполняет постоялые дворы и харчевни, попрошайничает, сливается с городской и сельской толпой, ввязывается в уличные побоища и с азартом участвует в народных мятежах и «беспорядках». По пути эта молодёжь видтт все реалии городской жизни, на основе которой они и создают свою "правду жизни". Поэтому, одной из популярных тем среди вагантов было воспевание кабацкого разгула и любовных утех.
Песня вагантов "In Taberna" (в таверне) в исполнении русской фолк-рок группы Gilead.
При этом, будучи достаточно образованными людьми для того времени, ваганты касались серьезнейших нравственных, религиозных и политических проблем, подвергая дерзким нападкам государство и церковь. Некоторые ученые считают их поэзию как протест против существующего миропорядка и сопротивление авторитету церкви. Чем же не панки?
Конечно же, церковь терпеть не могла деятельность вагантов. Священники ругали их, стыдили, призывали в свидетели Господа, но все было тщетно. Вагантов особо не волновало мнение церкви на этот счёт, а порой наоборот - раззадоривало.
Ваганты также высмеивали рыцарство. Для них рыцарь неотесанный мужлан, выпячивающим свои блестящие доспехи напоказ, да еще и состоятельный; чем не цель для высмеивания!?
До наших дней дошло несколько сборников текстов вагантов. Самый популярный - Carmina Burana, часть которого вошла в сборник Льва Гинзбурга "Поэзия вагантов". Почитать их можно, к примеру, тут.
Советский и российский обыватель с поэзией вагантов и, в частности, со сборником Carmina Burana мог познакомиться благодаря "песне студента" - очень вольной интерпретацией песни "Hospita in Gallia", которая исполнялась советскими и российскими поп-музыкантами начиная с 1976 года.
Эта уже более поздняя версия песни. Возможно даже времён не СССР, а России.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Таким образом вы сможете поддержать развитие блога.
Читайте также:
Средневековые университеты: Кембридж и Оксфорд.
Что пили в средневековой Англии.
"Son Ar Chistr" история "многоликой" песни и мифы о ней.