Фильм «Банда» (1977) - своего рода произведение наоборот. Во-первых, кардинально изменен сюжет романа Роже Борниша, экранизацией которого была эта кинокартина. Акценты смещены с полицейской работы на быт предводителя криминального сообщества, явленного в кадре эдаким элегантным милашкой.
Во-вторых, основательным образом поменяли внешность Алену Делону, сделав его похожим то ли на одного из братьев Марксов, то ли на Пьера Ришара, то ли на Сергея Безрукова в образе Сергея Есенина. Не в меру кудрявый бандит шутит, постоянно курит сигару, разбрасывается цветами и пытается походить на грабителя-джентльмена.
Впрочем, «аутентичный» Пьер Лутрель был куда более сумрачным персонажем. Общими с изображением на киноэкране были только время и место предпринятых криминальных вылазок – послевоенный Париж. В жизни Пьер был типом вообще в высшей мере сомнительным: в годы оккупации сотрудничал с гестапо, однако затем примкнул к Сопротивлению, грабил всех подряд.
Образ этого легендарного для Франции налетчика не раз был запечатлен в кино. Можно вспомнить ленту 1960 года «Раскаленный асфальт», в которой Лино Вентура дал некий собирательный образ участника указанной банды. Впрочем, было больше от Абеля Дано, подручного «Чокнутого Пьеро», к слову сказать, также сотрудничавшего с гестапо.
Вневременным образ бандита попытался сделать Жан-Люк Годар в фильме 1965 года «Безумный Пьеро», хотя именно в этом варианте было меньше всего связи с действительной историей, это была своего рода криминально-психологическая импровизация, предложенная Бельмондо.
Поводом для новой киноленты стало снятие негласного запрета на упоминание реального имени Пьера Лутреля, считавшегося на протяжении десятилетий антигероем французской общественной жизни. А Делон, взявшись продюсировать этот проект, сделал нечто вроде «вызова приличиям».
Он осознанно эстетизировал бандита, показав его едва ли не как романтика («с большой дороги»). По этой причине сюжет невольно вызывает в памяти одесские рассказы Исаака Бабеля, в коих активно изображались «приключения» Бени Крика, прототипом которого был вполне реальный налетчик - «Мишка-Япончик».
Об уместности подобного подхода рассуждать не будем. Отметим лишь интересный сюжетный поворот, заимствованный из классического нуара. Нередко частный детектив стравливает между собой разные банды (вспоминайте «Кровавую жатву»). Однако в рассматриваемом нами кино Пьеро сталкивает лбами полицию и жандармерию, провоцируя ночную перестрелку, что позволяет бандитам скрыться с окруженной виллы. Хотя от судьбы всё равно не уйти..