Найти тему
НУАР-NOIR

Гангстеры послевоенного Парижа

-2

Фильм «Банда» (1977) - своего рода произведение наоборот. Во-первых, кардинально изменен сюжет романа Роже Борниша, экранизацией которого была эта кинокартина. Акценты смещены с полицейской работы на быт предводителя криминального сообщества, явленного в кадре эдаким элегантным милашкой.

Во-вторых, основательным образом поменяли внешность Алену Делону, сделав его похожим то ли на одного из братьев Марксов, то ли на Пьера Ришара, то ли на Сергея Безрукова в образе Сергея Есенина. Не в меру кудрявый бандит шутит, постоянно курит сигару, разбрасывается цветами и пытается походить на грабителя-джентльмена.

Впрочем, «аутентичный» Пьер Лутрель был куда более сумрачным персонажем. Общими с изображением на киноэкране были только время и место предпринятых криминальных вылазок – послевоенный Париж. В жизни Пьер был типом вообще в высшей мере сомнительным: в годы оккупации сотрудничал с гестапо, однако затем примкнул к Сопротивлению, грабил всех подряд.

Образ этого легендарного для Франции налетчика не раз был запечатлен в кино. Можно вспомнить ленту 1960 года «Раскаленный асфальт», в которой Лино Вентура дал некий собирательный образ участника указанной банды. Впрочем, было больше от Абеля Дано, подручного «Чокнутого Пьеро», к слову сказать, также сотрудничавшего с гестапо.

Вневременным образ бандита попытался сделать Жан-Люк Годар в фильме 1965 года «Безумный Пьеро», хотя именно в этом варианте было меньше всего связи с действительной историей, это была своего рода криминально-психологическая импровизация, предложенная Бельмондо.

Поводом для новой киноленты стало снятие негласного запрета на упоминание реального имени Пьера Лутреля, считавшегося на протяжении десятилетий антигероем французской общественной жизни. А Делон, взявшись продюсировать этот проект, сделал нечто вроде «вызова приличиям».

Кадр из фильма «Банда» (1977)
Кадр из фильма «Банда» (1977)

Он осознанно эстетизировал бандита, показав его едва ли не как романтика («с большой дороги»). По этой причине сюжет невольно вызывает в памяти одесские рассказы Исаака Бабеля, в коих активно изображались «приключения» Бени Крика, прототипом которого был вполне реальный налетчик - «Мишка-Япончик».

Кадр из фильма «Банда» (1977)
Кадр из фильма «Банда» (1977)

Об уместности подобного подхода рассуждать не будем. Отметим лишь интересный сюжетный поворот, заимствованный из классического нуара. Нередко частный детектив стравливает между собой разные банды (вспоминайте «Кровавую жатву»). Однако в рассматриваемом нами кино Пьеро сталкивает лбами полицию и жандармерию, провоцируя ночную перестрелку, что позволяет бандитам скрыться с окруженной виллы. Хотя от судьбы всё равно не уйти..