Чем дольше живу, тем больше сомневаюсь в пользе прощения. Нет, один безусловный плюс есть: тебе, обиженному кем-то, станет легче. Лично для меня это сработало бы только при условии, что обидчик самоликвидировался со стыда…
В истории сколько угодно примеров священных войн – за справедливость и правду, и, пожалуй, единственный случай, когда ненасилие оказалось победоносным. Речь о Махатме Ганди и его движении Сатьяграха – ненасильственное сопротивление. Назвать его полностью пацифистским тоже нельзя, всё же подразумевалось несотрудничество и гражданское неповиновение угнетателям. Тем не менее, звучат доводы об успешности: индийцы не только выжили, но и показали рекордный прирост населения. Правда, не знаю, есть ли в этом заслуга сатьяграхи или всё же традиционной плодовитости. Так что с прощением как-то слабо вяжется.
Помню острый вопрос журналиста Натальи Радуловой, связанный с персоной Виталия Калоева. Освежу детали: 1 июля 2002 года над Боденским озером разбился самолёт, 72 жертвы, из них 52-дети. Тем рейсом летели жена и двое детей Калоева… Теперь Википедия нейтральненько указывает, что Виталий Калоев считал виновным в трагедии авиадиспетчера Петера Нильсена. Хрена лысого, Вики, убейся об стену: Нильсен и сам так считал, из-за чего ушёл в нехилую депрессию… Его страдания прекратил Калоев, досрочно оборвав биографию горе-диспетчера (мы тоже будем корректненькими в формулировках, как авторы Вики).
И тут началось: герой или злодей? Зачем у*ил, мог бы и простить, это по-христиански… Калоев честно отправился в тюрьму, освободился досрочно и в родной Северной Осетии его встречали как героя – тамошние нравы прозрачны. А особо впечатлительные так и продолжали – «вот если бы простил…»
И Наталья Радулова поставила вопрос ребром, мол, бабоньки, чего бы вы хотели – чтобы муж за вас простил или … Ну, или как Виталий?
Догадываетесь, что выбрали большинство? Правильно. 1:0 – не в пользу прощения. И я сильно подозреваю, что те немногие, ратовавшие за него, делали это в качестве «выгула белого пальто» или просто из духа противоречия.
Едем дальше. Если прислушиваться к общественному мнению, вы рискуете оглохнуть от «надо уметь прощать». А потом вы продерёте глаза и увидите волшебное.
Например, начальник *удак. Злой, жадный, глупый – или всё сразу. Спросите на форуме, что с таким делать – и не утоните в комментариях «бегите прочь, нервы дороже». А как же простить? Не людоед ведь, всего лишь урод моральный, можно и призвать великодушие. Ан нет, молва ропщет, требует покинуть «токсичную среду». Как-то не задалось с «понять-простить».
Или вот допустим жена/муж загуляло послушалось зова сердца и ушло за новой любовью. А на месте оказалось, что дома было лучше и корм сбалансированней. И вот одумавшееся создание лезет снова к покинутому – «осознал, понял, всё исправлю»… Вспомните, какими эпитетами молва награждает простившего супруга – от «ду…» до «так и будешь терпилой всю жизнь». Простить блудодея не предлагает никто, даже его родители и свои собственные дети. Вот почему так?
Ну или вспомним себя в юности, а может, и позже. Расставшись с «любовью всей жизни» (конечно из-за него), единицы из нас принялись плакать, прощать и поминать его имя в молитвах о здравии. Если честно, я таких блаженных вообще не знаю, да и знай – держалась бы подальше.
Нет, мы, исессно, поплакали, но потом быстро очухались благодаря собственной и подружкиным головам на плечах. Мы постриглись, перекрасились, обновили гардероб, некоторые ушлые даже закрутили роман на скорую руку. Всё для победы! Чтобы «знал гад, кого потерял». В моей далёкой юности (голосом черепахи Тортиллы) операция проворачивалась под хит Тани Булановой «Как бы не так».
А уж сколько фильмов снято с таким незамысловатым сюжетом, и считать опасно. И вот что странно – публика их обожает. Вспомните хотя бы триумфальное шествие «Не родись красивой», её оригинала и многочисленных клонов. Ну вот ни разу не про прощение, правда же?
(Сейчас сделаем паузу, ибо в комментариях уже маршируют колонны с кличем «а я никогда назло бывшему не хорошела, я вот прям забывала сию секунду!» Встретим участников галоперидолом аплодисментами, а потом продолжим).
В мужском мире понятие «простил» и вовсе применимо лишь к маленьким детям и пожилым людям, да и то не ко всем. Кому бы понравился мужчина, который прощает, как заведённый? У него машину угнали, а он смирился. Ему коллега дорогу перешёл – а он проглотил. Начальник разве что не щелбаны при встрече отпускает – а этот ничо, он понимающий, он выше ситуации. Получится ли восторгаться его отрешённостью? Захочется ли быть рядом с тем, кто, по сути, и защитить толком не может? Точнее, не хочет, он в другой системе ценностей.
Я вспоминаю книги и фильмы, ставшие хитами – и как-то тоже маловато сюжетов о прощении. О борьбе за справедливость и победе – сколько угодно. О мести, которая подана холодной – навалом. И всё это мы черпаем с малого детства: сначала Иванушка победит Змей Горыныча и освободит любимую, а потом граф Монте-Кристо раздаст причитающееся заслужившим. Всё это дико нетерпимо и местами кровожадно, но наверняка ни один из читателей не воскликнул: «Нет, ну это слишком. НАДО БЫЛО ПРОСТИТЬ».
Ну и, в конце-то концов, в государственной системе любой современной страны есть судебная система: за преступление должно быть понесено наказание – а потом уж прощайте злыдня сколько влезет.
Разумеется, своя логика в прощении есть. Если хранить имена «редисок» в памяти, есть риск превратиться в Арью Старк, тратя перед сном часа три на беглое перечисление обидчиков – от хамоватой продавщицы до реально насоливших. Поэтому есть смысл в сортировке содеянного и отпущения мелких грехов – и вот тут мы действительно действуем сугубо в своих интересах. Чтобы не перегрузить «процессор» в голове и сосредоточиться на более насущных вещах.
Если получается «списать безнадёжные долги» ввиду того, что руки не дошли – вот и отлично, это я бы и назвала прощением. И это не «работа над собой», не «проработка принятия» - в них смысла нет, ибо действие одностороннее, обидчик же уверен в своей безнаказанности. Это всего лишь «ладно, потом, Земля круглая». А вот если что-то гложет, не даёт идти вперёд, аж до злых бессонниц – надо что-то делать. Идти к психологу, чтобы он за большие деньги бил вас по лбу: «Забудь, забудь, ты выше!» Или идти и бить лицо обидчику – фигурально, конечно (а жаль).
И вот уже в комментарии влетают комментаторы – «чем вам поможет битое лицо обидчика? Ущерб уже нанесён, вы уже пострадали!» Вот и отлично, меня в данном случае интересует баланс, равновесие и справедливость. Пока я развинчиваю себя вопросами «за что?» и «как так можно было?», я теряю уйму сил, анализируя чужую подлость.
А вот клич «дурой буду, коль забуду» и «не прощу отомщу» очень помогают. Перестать жалеть себя. Перестать тратить силы на поиск своей вины в случившемся. Прекратить самоуничтожение. Сконцентрироваться на конструктиве – как наказать (при возможности) или как минимизировать личные контакты с этой сууууу… сущностью тёмной. И сразу превращаешься в булгаковскую Маргариту – сперва плачешь, а потом становишься злой.
… Я очень люблю истории, скажем так, пусть не возмездия, но восстановления баланса сил. Они помогают мне верить, что в мире есть хотя бы иллюзия справедливости. И принцип «что посеешь, то пожнёшь» однажды сработают – пусть и «божьи жернова мелют медленно, но верно». Нет, я не так наивна, чтобы верить в перевоспитание обидчика – хоть «силой любви», хоть звонкой оплеухой. Но я знаю, что пылающая оплеуха удержит его от дальнейших посягательств в мою сторону. Тут главное не сомневаться, что ты выступаешь на стороне Добра – а оно должно быть с кулаками.