Найти тему

ПЕРЕЕЗД БЕЗ ОХРАНЫ В 19 ВЕКЕ, и СЕЙЧАС, В 21-м.

Картина В.Перова "На железной дороге", 1868 г.
Картина В.Перова "На железной дороге", 1868 г.

Уважаемые читатели! Если вас интересуют мои статьи, прошу подписываться на канал. Если число подписчиков не увеличится, я буду вынужден прекратить работу на канале, как совершенно бесполезную для меня. Уже много лет, как на путях РЖД много переездов, обслуживаемых
раньше дежурными, были переведены в неохраняемые (разумеется,
там, где это позволяли условия. Прим. автора). Вызвано это было, в основном, причинами экономического характера. Но неохраняемые переезды - даже не ХХ века изобретение, они существовали в России с начала постройки железных дорог, но вводить их разрешалось не везде.
Совсем не круглые цифры в этой статье , несвойственные современным
инструкциям и приказам, объясняются переводом автором
дореволюционных вёрст и саженей в современные километры и метры!
Итак, в конце ХIХ века неохраняемые переезды в России
регламентировались следующими правилами. Их разрешалось
устраивать, когда идущий поезд мог быть виден с переезда на
расстоянии не менее: 426 метров - при средней скорости движения
поездов по перегону не более 26,6 кплометров в час; 746 метров при
средней скорости не более 45 километров в час.
При более высоких скоростях устраивать неохраняемые переезды не
разрешалось. С обеих сторон неохраняемого переезда на проезжей
дороге должны были быть горизонтальные площадки, и подъезды
устроены таким образом, чтобы на расстоянии 27,7 метра от
переезда из любой точки был бы виден поезд. Также не разрешалось
устраивать неохраняемые переезды на городских и сельских улицах,
на шоссе,(Шоссе в 19 веке называлась, конечно, не
асфальтированная дорога, а просто грунтовая дорога, проезжая
часть которой засыпана слоем щебня, втоптанного в землю- прим.
автора) и На больших почтовых и торговых трактах и во всяком
месте, где по переезду ожидается очень деятельное, особенно
ночное движение. Оставление переездов без обслуживания в ночное
время, с захода до восхода солнца, предоставлялось на усмотрение
управляющего железной дорогой, в зависимости от местных условий.
Но уже в 1907 году Министерством путей сообщения на обсуждение
съезду инженеров службы тяги (с 1879 года такие съезды
проводились ежегодно - прим. автора) были переданы дополнения к
прежним инструкциям. Впредь, до издания новых правил начальникам
и управляющим железных дорог на тех линиях, где средняя скорость
не превышала 45 км/час, разрешалось по их усмотрению (в
зависимости от местных условий), не считать препятствием для
создания необслуживаемого переезда кратковременное (не более 8
сек) сокрытие поезда из глаз пешехода, подходящего к пути.
При этом сразу после выезда поезда на открытое место он должен
быть виден пешеходу на расстоянии не менее 320 метров от переезда
из любой точки 30-ти метрового подхода к переезду, считая от
наружного рельса. Для предупреждения машинистов о приближении к
необслуживаемому переезду должен быть установлен отчетливо
видимый в дневное время столб с надписью «Свисток». Машинистам
поездов должны быть выданы под роспись списки означенных столбов,
и вменено в обязанность при приближении к ним подавать свистки.
Кроме того, для пешеходов на дороге за 30 метров с каждой стороны
пути должен быть установлен столб с видимыми в дневное время
надписями: «Берегись поезда», «Остановись и послушай, нет ли
паровозного свистка или стука приближающегося поезда».
О новом необслуживаемом переезде и о значении этих надписей
окрестные жители должны были быть оповещены через местную
полицию.
Съезду предлагалось рассмотреть целесообразность применения
приспособления в виде педали у рельса, нажимаемой колесом
паровоза и вызывающей свисток паровоза для сведения паровозной
бригады на паровозе. Тут (всё же за век)))произошли изменения:
нынче педаль уже много лет используется для подачи электрического
сигнала на переезд, что вызывает включение звуковой и световой
сигнализации, извещающей водителей и пешеходов о приближении
поезда.
По этим предложениям съездом инженеров службы тяги была вынесена
такая резолюция: Вопросы требуют специального рассмотрения и без
отзывов с дорог не обойтись, кроме того предлагалось выслушать
мнение служб пути и движения.
Из этого любопытного документа времени читатель видит, что и в
эпоху самодержавия инструкции утверждались Министром путей
сообщения только после всестороннего их обсуждения
представителями всех дорог России.
Если тогда при скорости поездов свыше 45 км/час устройство
неохраняемых переездов вообще не разрешалось, то сейчас этот
предел в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации
железнодорожных переездов МПС РФ 1992 г» поднят до 120 км/час.
Значительно изменилось и соотношение скоростей поезда, и
расстояния, на котором он должен быть виден с переезда. Если в
1903 году это соотношение было 45 км/ч - 746 м, то в 1992 году
оно составило при скорости 80 км/час - всего 250 м!
Неустановленное ранее расстояние, на котором машинист увидит
середину переезда, для вновь строящихся и реконструируемых дорог
теперь лимитировано 1000 м. А сигнальный знак «Свисток» ныне
устанавливается на расстоянии 500-1500 м.
Кстати, в июне 2023 года все заинтересованные лица могут
отпраздновать 116-летие сигнального знака «С» (свисток) и надписи
«Берегись поезда»! Приятно сознавать, что даже такие мелочи, и те
остались неизмененными за истекшие 116 лет. Что же касается
надписи «Остановись и послушай...», то в действующих Правилах
Дорожного движения Российской Федерации об этом нет ни слова.
Любопытно, не правда ли? Что в 1907 году рекомендовали пешеходу,
то не считается обязательным в 21 веке для водителя автомобиля!!
А в общем, как видим, требования к необслуживаемому переезду 116
лет назад были, гораздо более жесткими, чем сейчас. Остаётся
извиниться перед читателем за использование картины русского
художника 19 века Василия Перова, написанной им в 1868 году, в
качестве иллюстрации к данному материалу, ведь она изображает всё
таки охраняемый переезд 19 века в России! Как вы понимаете, найти
сейчас изображение неохраняемого переезда 19 века весьма
затруднительно! Зато впечатление, производимое на народ тогда
поездом, картина передаёт красочно!)))

(с) ВОЛКОВ С.П.