Найти тему

Альтернативы мини-лекциям: нестандартные способы подачи теоретического материала в тренинге

Оглавление

Делюсь двумя способами, как можно ознакомить участников тренинга с небольшим блоком теоретического материала, не работая при этом «говорящей головой». В основе обоих методов лежит простой принцип: участники не получают теоретический материал от тренера, а сами рассказывают (или показывают) его друг другу.

Автор: Ольга Клепцова — член Экспертного совета кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, фасилитатор, методолог образовательных программ.

Метод № 1. Групповое исследование в парах «Знаешь ли ты, коллега, что…»

Этот способ идеально подходит, если вам нужно дать блок теории, который логически раскладывается на много (от 8 и более) относительно самостоятельных пунктов. Это может быть, например, «10 правил того, как…», «интересные факты о…», «15 идей по поводу того, что…» и так далее.

Теория может быть по любой тематике. С помощью этого метода я, например, давала правила деловой коммуникации в тренинге по переговорам для сотрудников сервисной службы производственной организации. И с помощью этого же метода участники моего тренинга по управлению командой в телекоммуникационной компании изучали список внутренних вмешательств (интервенций), снижающих личную эффективность руководителя.

В основе лежит другой известный метод «Групповое исследование». Я лишь дополнила его некоторыми деталями.

Описание процесса (для группы из 8-20 человек):

  1. Каждый участник тренинга получает записку с одним пунктом теоретического материала. Объем текста не должен быть большим — достаточно 2-3 предложений.
  2. Каждый участник изучает полученную информацию (читает, обдумывает). Дополнительно вы можете попросить участников придумать или вспомнить пример, иллюстрирующий прочитанную мысль (если, конечно, тема допускает иллюстрацию примерами участников).
  3. Участники поднимаются со своих мест вместе с записками, рабочими тетрадями и ручками и перемещаются по помещению в режиме «броуновское движение», встречаясь парами. При встрече нужно рассказать друг другу о том, что узнали из своей записки, начав беседу словами «Знаешь ли ты коллега, что…». Задача каждого участника — за определенное количество времени (называете, какое именно), пообщавшись с коллегами, собрать всю информацию себе в рабочую тетрадь (или на специальный бланк, который вы дадите участникам).
  4. Обсуждения и тренерские дополнения. Сначала — вопросы группе в таком ключе: «Все ли пункты успели собрать? Что из того, что вы узнали от коллег, показалось вам наиболее интересным? Почему?» Участники высказываются по желанию. Далее вы подводите итог: представляете все пункты теории, кратко комментируете каждый из них, даете свои примеры и дополнительные разъяснения (по тем пунктам, где это нужно).
-2

Метод № 2. Презентации мини-групп

О таком способе подачи теории в тренинге я узнала несколько лет назад от моей коллеги бизнес-тренера и коуча Ольги Красильниковой (спасибо ей огромное!) и сразу же начала его применять в работе.

Разбейте весь теоретический материал на 3-4 блока. Каждый блок распечатайте на отдельном листе. Можно использовать цветные листы, для каждого блока теории — свой цвет. Объем текста на листе — не более половины А4. Желательно сопроводить текст наглядным материалом — схемами, рисунками, фото и т.п. Сам текст должен быть хорошо отформатирован (крупный, удобно читаемый шрифт, синтаксический отступ, выделение ключевых мыслей другим шрифтом) и написан простым языком.

Описание процесса (для группы из 8-20 человек):

  1. Объединяете участников в 3-4 мини-группы. Каждая мини-группа получает свой уникальный блок теоретического материала. Желательно — несколько копий, для удобства чтения.
  2. В течение отведенного времени (обычно 7-15 минут) мини-группы знакомятся с теорией, обсуждают внутри мини-группы и готовят презентацию о том, что они узнали, для всех участников тренинга. Презентация может быть разного типа — рассказать, показать, продемонстрировать в работе или даже разыграть спектакль. В зависимости от того, что за материал изучается. Объем презентации фиксирован по времени — например, 8-10 минут.
  3. Мини-группы поочередно презентуют свою теорию. После каждой презентации вы делаете свои тренерские дополнения — подчеркиваете ключевые мысли, рассказываете что-то, что было случайно упущено участниками (такое бывает), отвечаете на вопросы всей группы. И предлагаете всем участникам зафиксировать основные тезисы по изученному блоку в рабочей тетради.
-3

Кстати, оба метода я использую не только в тренингах, но и в стратегических сессиях — на этапе, когда нужно представить участникам какие-либо данные о компании или ее внешней среде, специально подготовленные к сессии. Это могут быть данные маркетинговых исследований, результаты опросов клиентов, итоги исследований вовлеченности персонала и другая нужная на сессии информация. Знакомиться с информацией в интерактивном формате, общаясь друг с другом, гораздо лучше, чем традиционным способом — с докладчиками и презентациями-слайдами.