Делюсь двумя способами, как можно ознакомить участников тренинга с небольшим блоком теоретического материала, не работая при этом «говорящей головой». В основе обоих методов лежит простой принцип: участники не получают теоретический материал от тренера, а сами рассказывают (или показывают) его друг другу.
Автор: Ольга Клепцова — член Экспертного совета кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, фасилитатор, методолог образовательных программ.
Метод № 1. Групповое исследование в парах «Знаешь ли ты, коллега, что…»
Этот способ идеально подходит, если вам нужно дать блок теории, который логически раскладывается на много (от 8 и более) относительно самостоятельных пунктов. Это может быть, например, «10 правил того, как…», «интересные факты о…», «15 идей по поводу того, что…» и так далее.
Теория может быть по любой тематике. С помощью этого метода я, например, давала правила деловой коммуникации в тренинге по переговорам для сотрудников сервисной службы производственной организации. И с помощью этого же метода участники моего тренинга по управлению командой в телекоммуникационной компании изучали список внутренних вмешательств (интервенций), снижающих личную эффективность руководителя.
В основе лежит другой известный метод «Групповое исследование». Я лишь дополнила его некоторыми деталями.
Описание процесса (для группы из 8-20 человек):
- Каждый участник тренинга получает записку с одним пунктом теоретического материала. Объем текста не должен быть большим — достаточно 2-3 предложений.
- Каждый участник изучает полученную информацию (читает, обдумывает). Дополнительно вы можете попросить участников придумать или вспомнить пример, иллюстрирующий прочитанную мысль (если, конечно, тема допускает иллюстрацию примерами участников).
- Участники поднимаются со своих мест вместе с записками, рабочими тетрадями и ручками и перемещаются по помещению в режиме «броуновское движение», встречаясь парами. При встрече нужно рассказать друг другу о том, что узнали из своей записки, начав беседу словами «Знаешь ли ты коллега, что…». Задача каждого участника — за определенное количество времени (называете, какое именно), пообщавшись с коллегами, собрать всю информацию себе в рабочую тетрадь (или на специальный бланк, который вы дадите участникам).
- Обсуждения и тренерские дополнения. Сначала — вопросы группе в таком ключе: «Все ли пункты успели собрать? Что из того, что вы узнали от коллег, показалось вам наиболее интересным? Почему?» Участники высказываются по желанию. Далее вы подводите итог: представляете все пункты теории, кратко комментируете каждый из них, даете свои примеры и дополнительные разъяснения (по тем пунктам, где это нужно).
Метод № 2. Презентации мини-групп
О таком способе подачи теории в тренинге я узнала несколько лет назад от моей коллеги бизнес-тренера и коуча Ольги Красильниковой (спасибо ей огромное!) и сразу же начала его применять в работе.
Разбейте весь теоретический материал на 3-4 блока. Каждый блок распечатайте на отдельном листе. Можно использовать цветные листы, для каждого блока теории — свой цвет. Объем текста на листе — не более половины А4. Желательно сопроводить текст наглядным материалом — схемами, рисунками, фото и т.п. Сам текст должен быть хорошо отформатирован (крупный, удобно читаемый шрифт, синтаксический отступ, выделение ключевых мыслей другим шрифтом) и написан простым языком.
Описание процесса (для группы из 8-20 человек):
- Объединяете участников в 3-4 мини-группы. Каждая мини-группа получает свой уникальный блок теоретического материала. Желательно — несколько копий, для удобства чтения.
- В течение отведенного времени (обычно 7-15 минут) мини-группы знакомятся с теорией, обсуждают внутри мини-группы и готовят презентацию о том, что они узнали, для всех участников тренинга. Презентация может быть разного типа — рассказать, показать, продемонстрировать в работе или даже разыграть спектакль. В зависимости от того, что за материал изучается. Объем презентации фиксирован по времени — например, 8-10 минут.
- Мини-группы поочередно презентуют свою теорию. После каждой презентации вы делаете свои тренерские дополнения — подчеркиваете ключевые мысли, рассказываете что-то, что было случайно упущено участниками (такое бывает), отвечаете на вопросы всей группы. И предлагаете всем участникам зафиксировать основные тезисы по изученному блоку в рабочей тетради.
Кстати, оба метода я использую не только в тренингах, но и в стратегических сессиях — на этапе, когда нужно представить участникам какие-либо данные о компании или ее внешней среде, специально подготовленные к сессии. Это могут быть данные маркетинговых исследований, результаты опросов клиентов, итоги исследований вовлеченности персонала и другая нужная на сессии информация. Знакомиться с информацией в интерактивном формате, общаясь друг с другом, гораздо лучше, чем традиционным способом — с докладчиками и презентациями-слайдами.