В настоящее время, когда биохакинг и евгеника становятся все более популярными, народные представления о влиянии на умственное развитие детей сводятся к нескольким рекомендациям: иметь умного партнера, воздерживаться от употребления алкоголя во время беременности и отправлять ребенка в развивающие центры. Давайте рассмотрим эти убеждения с научной точки зрения, начав с отрицательного аспекта.
Что подразумевается под умственным развитием
Интеллект, или ум, представляет собой способность обучаться, делать выводы и решать проблемы. Генетически заданные свойства определяют потенциал для развития этих способностей, но внешние факторы, начиная с момента зачатия и до конца жизни, могут повлиять на их развитие.
Набор генов не только определяет свойства человека, но и задает возможный диапазон их развития. Хотя мы не можем определить гениальность или не очень высокий уровень интеллекта человека по ДНК, мы можем воздействовать на развитие потенциала ребенка, используя эпигенетические механизмы.
Таким образом, мы можем воспользоваться современными научными достижениями, чтобы повлиять на развитие умственных способностей ребенка, даже если он изначально не обладает высоким потенциалом.
Эпигенетика
До 80% различий в уровне интеллекта можно объяснить генетическими факторами, связанными более чем с 500 генами. Тем не менее, наличие не очень умных родителей не является гарантией того, что потомство будет иметь такой же уровень интеллекта, поскольку влияние регуляторов генов может быть подавлено внешними факторами, которые изучает эпигенетика. В эксперименте ученые из Дьюкского университета встроили мышам ген ожирения, но добавление в корм некоторых витаминов и кислот позволило мышам родить нормальное потомство и сохранить здоровье нескольких поколений. Эпигенетические факторы, влияющие на проявление генов, могут стать фактором эволюции. Некоторые вещества, такие как бисфенол А, могут подавлять метилирование, в то время как витамины группы В и фолиевая кислота могут его усиливать. Важно отметить, что нельзя определить уровень интеллекта исключительно по генам, но на определенные факторы можно повлиять сильнее. Разница между IQ обладателей «счастливых» генов и ребят без них составляет всего 7%.
Здоровье беременной
Когда пара не очень умных родителей находится и зачинается ребенок, наступает время оказать влияние на женщину. Простейший способ - держать ее в постоянном напряжении, пугать, раздражать, не давать ей достаточно спать. Это приводит к тому, что ребенок получает лишь десятую часть материнского кортизола, что отрицательно сказывается на его нервной системе, увеличивает риск гипертензии, депрессии, поведенческих аномалий, которые могут препятствовать развитию умственных способностей после рождения.
Еще один простой способ - не проверять уровень фолиевой кислоты и витаминов группы В у женщины и не давать ей дополнительно никаких витаминов. Но тут есть риск, что ее организм может сам справиться в течение какого-то времени. В таком случае хотя бы следует исключить из ее рациона бобовые, петрушку, салат, капусту, помидоры, шпинат, спаржу, печень, почки, мясо вообще, грибы, дрожжевые продукты или обрабатывать их при высоких температурах - это увеличит шансы на здоровый рост ребенка и поможет избежать проблем с его организмом.
В каждой стране существуют свои рекомендации по питанию беременных и количеству витаминов, которые необходимо принимать, но везде особое внимание уделяют йоду, железу, витаминам А, Е и D.
Чуть более сложный способ - это специфические болезни, которые могут повлиять на развитие плода. Наиболее опасные для развития плода болезни объединены в понятие TORCH-инфекции, три из которых сильно влияют на ЦНС: рубелла (краснуха), цитомегаловирус (ЦМВ) и герпес (ВПГ).
Постнатальные факторы
Для угнетения умственных способностей ребенка можно использовать метод, основанный на ничегонеделании. Для этого не нужны специалисты, так как процесс начинается задолго до того, как ребенок начинает посещать развивающие занятия. Процесс состоит из нескольких этапов: первым шагом является отсутствие неонатального скрининга, который может выявить ряд серьезных заболеваний, влияющих на умственное развитие. Далее, нужно минимизировать разговоры с ребенком и не стимулировать его сенсорное развитие, а также держать его в постоянном стрессе, чтобы подавить его любопытство. Важно не хвалить и не поощрять ребенка.
Примеры из реальной жизни подтверждают влияние внешней среды и особенно речи на интеллект и когнитивные способности. Например, был найден дикий ребенок в 1797 году во Франции, который к своим 40 годам научился работать на ферме и выучил только два слова. В 1872 году в Индии был найден шестилетний мальчик-волк, которого удалось научить ходить прямо, но не удалось развить его речь. В XX веке были достигнуты некоторые успехи в выращивании детей-дикарей, но до терпимого уровня развития ровесников они не дотягивали. Более того, этот синдром, который проявляется в неумении передвигаться на двух ногах, социофобии, неумении говорить и решать задачи, наблюдается не только у выращенных животными, но и у детей, которые остались на улице без родительского попечения.
Разговоры с ребенком и вокруг него влияют не только на его восприятие речи, но и на его словарный запас. Исследования показывают, что в первые три года закладывается базовый словарный запас, который позже уже не нагнать никакими способами. Это подтверждает исследование Б. Харта и Т. Рисли
Об музыке: Если ребенок регулярно слушает мелодичную музыку, он становится более оптимистичным, улучшает свою координацию, сравнивает звуки, ситуации и визуальные образы, сосредотачивается - все это непременно влияет на скорость и полноту его развития.
Также музыка помогает справиться со стрессом, но не полностью. Организм реагирует на стресс гораздо быстрее и сильнее, чем на позитивные факторы. Если же родители не только не разумные, но и ссорятся, пьют, скандалят, то это негативно влияет на умственное развитие их ребенка. Как правило, это приводит к хроническому стрессу, который мешает развитию коммуникации, вызывает депрессию, снижает интерес к познанию и влияет на гиппокамп и миндалевидное тело. Начать вводить ребенка в такой стресс очень просто. Например, не реагировать на его крики с самого рождения. Ведь, как говорят бабушки: "поплачет - перестанет", а вы продолжаете кормить его вне графика.
Ученые давно пытаются выяснить, связана ли длительность грудного вскармливания с интеллектуальным развитием, но исследования такого рода усложняются многочисленными корректировками, ведь на ребенка влияет множество факторов. На данный момент было проведено максимально "чистое" исследование, которое выявило разницу между месяцем и годом вскармливания, но остается открытым вопрос, что влияет на интеллектуальное развитие, питательные вещества из молока или сам тип взаимодействия с матерью. В любом случае можно попробовать не кормить грудью и, возможно, снизить IQ хотя бы на несколько пунктов.
Итог
Наука раскрыла, как уменьшить вероятность развития интеллекта у детей. Но в дальнейшем развитие и воспитание зависят от многих факторов, которые зачастую не имеют медицинской природы. Гарантированного способа вырастить гениев не существует, иначе это было бы частью международных стандартов. Однако, мы знаем, как ухудшить генетический потенциал ребенка и лишить его возможности использовать все уникальные особенности своей нервной системы и баланса нейромедиаторов. В то же время можно попробовать помочь ребенку и увеличить его шансы на успех.