Проект цифрового рубля, о котором так долго говорили наши банкиры, переходит с 1 апреля из стадии тестирования к реальным операциям с ним на базе 13 банков, подтвердивших свою техническую готовность. Отметим, что цифровые рубли являются третьей формой российской нацвалюты наравне с наличными и безналичными деньгами. Их можно хранить в специальном цифровом кошельке. Предполагается, что платежи станут более быстрыми и удобными, при этом для проведения операций не обязателен интернет.
Представители Центробанка и коммерческих банков, участвовавших в эксперименте в течение 2022 года, не жалели слов для убеждения публики в плюсах третьей формы денег. Её безопасность призвана обеспечить децентрализованная система распределённых реестров с применением технологии блокчейн. Цифровые деньги можно восстановить даже в случае хищения или кибератаки. Для ЦБ представляют интерес прозрачность операций и возможность контролировать все данные о движении цифровой валюты без привлечения ресурсов коммерческих банков и других организаций.
С использованием новой формы нацвалюты платежи будут проходить моментально, а значения комиссии опустятся к минимуму, что должно быть привлекательным для предприятий. С точки зрения государства, введение цифровой валюты поможет борьбе с отмыванием денег, коррупцией и расширению возможностей трансграничных платежей. Расчеты через доллар находятся "под колпаком" у Казначейства США, поэтому Россия и её зарубежные партнёры заинтересованы в настройке инфраструктуры на основе цифровых валют. Это также позволило бы обойти систему SWIFT, от которой отключены российские банки. В руководстве ЦБ заверили, что модель цифрового рубля изначально строится таким образом, чтобы она могла сопрягаться с другими денежными системами — были бы желание и готовность со стороны партнёров.
У цифрового рубля, на первый взгляд, много преимуществ, но нужны годы на обкатку и внедрение новой модели. В этой связи неплохо бы изучить опыт Китая, где начали экспериментировать с цифровым юанем намного раньше нас. В январе этого года в СМИ появились данные Народного банка Китая (НБК), согласно которым объём в обращении цифровых юаней по состоянию на конец 2022 года достиг 13,61 млрд юаней или 2,01 млрд долларов. По мнению китайских экспертов, цифровая валюта НБК используется недостаточно широко: кумулятивный оборот за два года тестирования составил всего 100 млрд юаней ($14 млрд). Эксперты предлагают вывести цифровую форму валюты за пределы потребительского рынка, например, предложить через сторонние платёжные службы целый пакет услуг, разрешить физическим лицам покупать за цифровые юани финансовые продукты и т. д.
Проект цифрового рубля пока только приобретает первые контуры. Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что в текущем году предполагается завершить работу по созданию регуляторных, технических и организационных условий. Продвижение на пути к цифровым нацвалютам в России и Китае довольно нервно воспринимают в западном лагере. На одном из французских телеканалов аналитик выразил опасение, что цифровой рубль нужен России для транзакций с Китаем и снижения финансовой гегемонии США. Есть надежда, что гипотеза злопыхателей с Запада всё же окажется верной.
Читайте по теме: Смерть гегемонии США спрятана в нефтедолларе