Мы не учимся на опыте.
Именно поэтому мы по 100 раз наступаем на одни и те же грабли.
Мы учимся по-другому. Мы учимся на ОСМЫСЛЕНИИ опыта. Мы учимся только через РЕФЛЕКСИЮ опыта.
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.
Рефлексия — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Важно остановиться, задать себе несколько вопросов, вдумчиво найти на них ответы и проанализировать их.
На тренинге, когда провожу упражнение, потом получить обратную связь от участников – это обязательный элемент. И нет, она не столько нужна мне как тренеру, сколько она носит тот самый обучающий компонент для вас, как участников. Эффективность просто от выполненного упражнения значительно ниже, чем от сделанного и отрефлексированного упражнения.
И тут есть нюанс, который дальше может сказаться на мотивации что-то еще делать и двигаться к цели.
Мы можем рефлексировать, фокусируясь на ошибках. (Помните про принцип зеленой ручки в школе? Если не помните, то почитайте тут)
Еще хуже, если мы таким образом «помогаем» отрефлексировать опыт кому-то из окружающих. Возможно, с самыми благими намерениями хотим ему указать на ошибку, чтобы он был в следующий раз умнее и ее не допустил.
«А я тебе 100 раз говорил, что так не надо»
«Ну вот как тебе еще объяснить, что так нельзя было»
«Похоже ты вообще головой в тот момент не думал»…
Обычно это проявляется в подобных репликах. Знакомо?
Это катастрофа. Потому что от такой «рефлексии» у человека включается сопротивление, а у нас самих (если мы сами себя решили так отмотивировать) значительно падает уровень энергии.
Не делайте так. Не надо.
А как надо?
Надо рефлексировать так, чтобы в фокус внимания попало и хорошее и плохое, и успешное и не очень.
Важно видеть и замечать все.
Самые простые вопросы для рефлексии опыта могут быть такими:
- Что я сейчас сделал?
- Что я сделал хорошо и это сработало?
- Что у меня получилось лучше, чем прежде?
- Что мне помогло?
- Что вызвало трудности?
- Что я в следующий раз сделаю по-другому?
- Какие я могу сделать из этого выводы?
Эти вопросы можно задавать как себе, так и другому человеку и даже проводить рефлексию в группе, классе, коллективе.
Этот подход поможет вам не просто проживать опыт, а получать из него пользу и в следующий раз в чем-то улучшать и улучшать свои результаты.
И знаете, что еще важно?
Важно учить этому детей. С самого раннего возраста. Начинать с простых вопросов и приучать их постепенно проживать свою жизнь и свой опыт более осознанно. Когда они вырастут, они обязательно за это вам скажут спасибо.
Вот еще несколько технологий рефлексии, берите их в работу и в личной и в профессиональной сфере.
3 вопроса:
- Что мне понравилось?
- Чему я научился?
- Чего мне не хватило?
Stop – Start – Continued
- Что мы начинаем делать по-новому?
- Что мы прекращаем делать?
- Что продолжаем?
4Ls:
- Liked – понравилось
- Learned – узнал
- Lacked – не хватило, чего было недостаточно
- Longer for – стремление, чего ожидаешь
А вы проводите рефлексию после каких-то важных мероприятий? Учите этому детей? И если да, то как. Делитесь опытом)
#психология #успех #рефлексия #вопросы