Найти в Дзене

Как не наступать на одни и те же грабли?

Оглавление

Мы не учимся на опыте.

Именно поэтому мы по 100 раз наступаем на одни и те же грабли.

-2

Мы учимся по-другому. Мы учимся на ОСМЫСЛЕНИИ опыта. Мы учимся только через РЕФЛЕКСИЮ опыта.

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.
Рефлексия — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

Важно остановиться, задать себе несколько вопросов, вдумчиво найти на них ответы и проанализировать их.

На тренинге, когда провожу упражнение, потом получить обратную связь от участников – это обязательный элемент. И нет, она не столько нужна мне как тренеру, сколько она носит тот самый обучающий компонент для вас, как участников. Эффективность просто от выполненного упражнения значительно ниже, чем от сделанного и отрефлексированного упражнения.

И тут есть нюанс, который дальше может сказаться на мотивации что-то еще делать и двигаться к цели.

Мы можем рефлексировать, фокусируясь на ошибках. (Помните про принцип зеленой ручки в школе? Если не помните, то почитайте тут)

Еще хуже, если мы таким образом «помогаем» отрефлексировать опыт кому-то из окружающих. Возможно, с самыми благими намерениями хотим ему указать на ошибку, чтобы он был в следующий раз умнее и ее не допустил.

«А я тебе 100 раз говорил, что так не надо»
«Ну вот как тебе еще объяснить, что так нельзя было»
«Похоже ты вообще головой в тот момент не думал»…

Обычно это проявляется в подобных репликах. Знакомо?

Это катастрофа. Потому что от такой «рефлексии» у человека включается сопротивление, а у нас самих (если мы сами себя решили так отмотивировать) значительно падает уровень энергии.

Не делайте так. Не надо.

А как надо?

Надо рефлексировать так, чтобы в фокус внимания попало и хорошее и плохое, и успешное и не очень.

Важно видеть и замечать все.

Самые простые вопросы для рефлексии опыта могут быть такими:

  • Что я сейчас сделал?
  • Что я сделал хорошо и это сработало?
  • Что у меня получилось лучше, чем прежде?
  • Что мне помогло?
  • Что вызвало трудности?
  • Что я в следующий раз сделаю по-другому?
  • Какие я могу сделать из этого выводы?

Эти вопросы можно задавать как себе, так и другому человеку и даже проводить рефлексию в группе, классе, коллективе.

Этот подход поможет вам не просто проживать опыт, а получать из него пользу и в следующий раз в чем-то улучшать и улучшать свои результаты.

И знаете, что еще важно?

Важно учить этому детей. С самого раннего возраста. Начинать с простых вопросов и приучать их постепенно проживать свою жизнь и свой опыт более осознанно. Когда они вырастут, они обязательно за это вам скажут спасибо.

Вот еще несколько технологий рефлексии, берите их в работу и в личной и в профессиональной сфере.

3 вопроса:

  • Что мне понравилось?
  • Чему я научился?
  • Чего мне не хватило?

Stop – Start – Continued

  • Что мы начинаем делать по-новому?
  • Что мы прекращаем делать?
  • Что продолжаем?
-3

4Ls:

  • Liked – понравилось
  • Learned – узнал
  • Lacked – не хватило, чего было недостаточно
  • Longer for – стремление, чего ожидаешь
-4

А вы проводите рефлексию после каких-то важных мероприятий? Учите этому детей? И если да, то как. Делитесь опытом)

-5

#психология #успех #рефлексия #вопросы