Найти тему
Юрист Кирилл Зыкин

Эта провальная ситуация с клиентом научила меня важному

Оглавление

Не бывает такого, что в работе юриста все идет как по маслу. Не всегда ситуации идеальные и приходится сталкиваться с ошибками, чтобы профессионально продвигаться вперед. Расскажу как одна провальная ситуация с клиентом навела меня на развитие правильного навыка.

История

Клиент обратился за помощью взыскать со своего знакомого деньги. Знакомый работал с клиентом вместе и попросил у него деньги в долг. Классическая ситуация, написали расписку, деньги заемщик получил. Время прошло, деньги не вернул, а ждать уже и надоело.

Посмотрел документы клиента, вроде в них все хорошо. Расписка есть, стороны в ней указаны, сумма указана, срок возврата указан. Налицо договор заема, бери и взыскивай.

Правда в расписке не указали место жительства заемщика и с этого обычно начинаются сложности. Благо у клиента была копия паспорта своего знакомого. Думаю, отлично, в паспорте написан адрес, наверняка. Паспорт смотрю, а заемщик иностранец. Занавес.

Коллеги, наверняка, уже в голове прокрутили сложности с определением территориальной подсудности. А для тех, кто не в курсе я объясню в чем проблема.

Для того, чтобы обратиться в суд, надо определить территориальную подсудность, т.е. конкретный суд, который будет рассматривать заявление. По общем правилу определяется по месту жительства (нахождения) ответчика. Без информации о таком месте, выбрать правильный суд нереально. Вариант ехать за рубеж и судиться, я даже не рассматривал, это нецелесообразно.

Сейчас Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК РФ) обязывает указывать сведения об ответчике, вплоть до номера СНИЛС. Если вы какой-то информацией не обладаете, то нужно это прямо указывать в заявлении и желательно ходатайствовать у суда узнать эту информацию (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Посижу тут, вы не против?
Посижу тут, вы не против?

В поисках адреса

Я об этих сложностях доложил клиенту, сказал, что будем пытаться узнать адрес. Чего еще поделать? Клиент предложил позвонить на место работы его заемщика и пообщаться. Это прошу зафиксировать, оно в дальнейшем сыграет свою роль.

Наверное, самый незамороченный способ был, это написать заявление в полицию и чтобы полиция провела проверку. Таким путем я не пошел, я решил пойти сложным путем.

В ГПК РФ написано, что если адрес ответчика не известен, то можно подать по последнему известному (ч. 1 ст. 29 ГПК РФ). Вот таким путем я и пошел. Правда последний известный адрес был клиенту неизвестен и пришлось схитрить.

Выбрал удобный адрес, по нему определил суд и подал иск в надежде, что суд поможет найти реальный адрес ответчика. К сожалению, эта схема не увенчалась успехом. Она еще раза 3 не увенчалась успехом после первого. Каждый раз, то оставляли без движения и просили данные дать, то возвращали иск. Предполагаю, что судей смущало, что ответчик иностранец.

Вообщем, с этой ситуацией завис на пару месяцев. Клиент был не очень доволен, но сильно не ругался. За это время клиент сам разобрался с ситуацией. Знаете как?

Выводы нужно делать вовремя

Я когда учился в университете, так вышло, что несколько преподавателей всегда проговаривали одну мантру: "нужно уметь договариваться". Мне тогда четко зафиксировалось, что с людьми нужно договариваться и судиться это уже крайний вариант.

Когда начал работать, эта мантра почему-то ушла на задний план. Одно время ничего кроме принудительных процедур не рассматривал. Казалось, что этот инструмент зависит от нас и не надо никого ждать, только время зря теряешь на разговоры. Как же хорошо, что я ошибался.

Так вот, в сегодняшней истории клиент позвонил работодателю, рассказал про ситуацию с их работником и они пошли ему на встречу. Сразу же нашелся заемщик, вышел на связь и по-тихоньку начал выплачивать долг.

Клиент рассказал мне об этом и я был в шоке "а что так можно было?". А ведь он мне в самом начале ситуации дал подсказку про работодателя. Можно было позвонить, пообщаться и не бегать по судам тратя время.

Важный навык для юриста

Уметь договариваться с людьми, это очень важный навык для юриста. Иногда можно продвинуть проблемную ситуацию одним звонком.

Сейчас я не брезгую созваниваться с оппонентами своих клиентов. Это не трудозатратно, как некоторым коллегам кажется. Я знаю, что коллеги боятся звонить потому что не будет суда и так они меньше денег заработают. У меня для таких коллег есть плохие новости, вы не умеете услуги продавать и выстраивать ценность для клиента. Если вы своему клиенту принесете деньги за месяц, а не за год судебного разбирательства, то вас клиент будет на руках носить.

Неоднократно договаривался по телефону с правообладателями по снижению компенсации за нарушение исключительных прав до адекватных цифр, а не миллионов по претензии. Потому что есть понимание психологии своих коллег, нарушителей, должников и тд.

Не уверен, что смогу провести переговоры любого уровня и добиться желаемого результата для клиента. Работаю над собой, развиваю навык. Точно уверен в том, что с людьми можно и нужно общаться, стремиться договариваться и меньше ходить в суд.

Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить следующую поучительную историю.