Иван Бобков с февраля 2022 по январь 2023 работал в Ассоциации мебельщиков Тюменской области (АМТО) в должности исполнительного директора, а 31 января этого года решением общего годового собрания избран Председателем Правления АМТО. «Деловая Пилорама» обсудила с Иваном особенности работы мебельщиков в Сибири, взаимодействия с соседними странами, а также про импортозамещение, экспорт и импорт.
Иван, когда была создана Ассоциация мебельщиков Тюменской области? Что за это время удалось решить? Насколько мешает или помогает региональный статус?
Ассоциация мебельщиков Тюменской области, АМТО, была зарегистрирована 1 апреля 1999 года. Создателями ассоциации стали крупнейшие мебельные предприятия мебельной отрасли Тюменской области. В то время это были Тюменский фанерный комбинат, мебельная фабрика «Заречье», ДСК-500 и ДОК «Красный Октябрь». Некоторые из этих предприятий, несмотря на свою продолжительную историю, функционируют до сих пор.
Со временем в Тюмени осталось лишь два крупных мебельных предприятия: бывший Тюменский фанерный комбинат, который является дочерним предприятием холдинга «Свеза», и фабрика «Заречье» — крупнейшее промышленное предприятие мебельной отрасли Тюмени. Поэтому состав членов ассоциации кардинально поменялся, сегодня, в основном, в АМТО входят предприятия малого, среднего бизнеса, а также микропредприятия.
Концентрация работы именно в региональных рамках существенно упрощает работу ассоциации. Все друг друга знают и в курсе всего происходящего, что лишь способствует решению вопросов. Таким образом, региональный статус очень помогает деятельности ассоциации, потому что мы сконцентрированы на работе с мебельщиками и региональными властями на территории нашего региона. При этом у нас нет амбиций замахиваться на федеральный уровень, ведь цель организации — помогать нашим тюменским мебельщикам, и неважно, на какой территории.
За годы работы при поддержке ассоциации нашим членам удалось реализовать множество проектов: от переноса производственных площадок до получения льготного кредитования. Мы координируем нашу работу с Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки и Департаментом лесного комплекса Правительства Тюменской области Торгово-промышленной палатой и Инвестиционным агентством региона.
Какая выгода мебельщикам от членства в ассоциации?
Во-первых, это информационный обмен. Мы предоставляем консолидированную информацию специально для мебельных предприятий. Государственным органам гораздо проще обратиться в ассоциацию, чтобы донести нужные сведения до всех компаний. У нас есть telegram-канал, сайт, календарь событий и, кроме того, коммуникации проходят во внутренней группе членов ассоциации. Всё это способствуют развитию отрасли в регионе.
Во-вторых, наличие статуса члена ассоциации помогает при рассмотрении заявок о государственной или информационной поддержке. Когда в ассоциацию хочет вступить новая компания, то прежде всего наше руководство обязательно едет на место ведения бизнеса и знакомится с предприятием. Поэтому членство подразумевает, что компания надежная, это помогает предприятиям при работе с заказчиками.
В-третьих, члены ассоциации могут первыми участвовать в различных проектах, поскольку оперативнее получают всю нужную информацию. Также с нами советуются органы власти в период подготовки проектов мер государственной поддержки мебельной отрасли и в целом предпринимательской среде. Таким образом, помощь становится действительно эффективной.
В-четвертых, компании напрямую получают доступ к персоналу и профессиональным связям. Ассоциация реализует активности с дизайнерами, консалтинговыми компаниями, различными СМИ, а также с учебными заведениями. Среди членов организации есть три учебных заведения, которые готовят именно специалистов-мебельщиков – это прямой доступ к кадровому резерву.
В целом работа сообща помогает организациям в решении конкретных вопросов. Когда предприятие обладает достоверной, своевременной и полной информацией, оно может более гибко подходить к реализации своих бизнес-проектов, целей и задач, а это самое главное.
В России по итогам 2022 года производство мебели в натуральном выражении немного снизилось, но в финансовом — выросло. Отличается ли эта ситуация для мебельщиков Тюмени, и если да, то как? Как завершился для тюменских мебельщиков 2022 год? Какие ожидания от 2023 года?
У нас совершенно иная ситуация. Выпуск продукции в натуральном выражении вырос, а в финансовом плане, наоборот, произошло снижение. Из-за падения спроса в регионе подешевели как плитные материалы, так и мебель. Чтобы сохранить продажи на прежнем уровне, производители были вынуждены снижать цены и работать с минимальной маржой.
Санкционное давление в отношении России только нарастает, поэтому предприятия должны больше работать, хоть доходность и будет снижаться. Население в Тюменской области небольшое, и в 2023 году борьба за покупателей только усилится. Следовательно, затраты на маркетинг, чтобы выйти на тот или иной проект, значительно вырастут.
Считаем важным и необходимым рассмотреть инициативу АМДПР - введение Минпромторгом РФ зеркальных мер в отношении импорта мебели из недружественных стран, заградительных пошлин. Тогда наши мебельщики и производители сырья смогут быстрее переориентироваться и занять свободные ниши на внутреннем рынке.
Есть ли специфические проблемы Урала и Сибири из-за санкций, или они общие у всей отрасли?
Тюменская область — это Западная Сибирь. Здесь огромные территории, сложная логистика и дорогой персонал по сравнению с Центральной Россией. При этом в огромном регионе живет относительно небольшое количество населения.
Чтобы производство функционировало, необходимо доставить к нам плитные материалы – они российские и фурнитуру, а вот она в основном импортная, на 90-95%. С поставкой фурнитуры сейчас очень проблемная ситуация, ведь остро встает вопрос логистики. Конечно, в перспективе надо локализовать в России производство фурнитуры.
Исторически в нашем регионе немного логистических коридоров и нагрузка на транспортные пути выросла, поэтому производить у нас мебель и потом везти ее по всей стране и продавать становится очень дорого. Поэтому производства локализуются.
В чём заключаются особенности ведения мебельного бизнеса в Сибири? Есть ли какие-то отличительные черты именно у Тюменского региона?
Территории работают и живут практически автономно. Население региона не относится к той категории, которая потребляет типовую стандартную мебель, поэтому здесь продается мало мебели из Центральной России.
Менталитет сибиряка такой, что ему надо сделать что-то индивидуальное. Это касается как мебели, так и целого решения по жилью. Сибирь – территория купцов, первопроходцев и вольных людей, менталитет собственника сохранился и у их потомков. Поэтому у нас в Hoff и «Леруа Мерлен» люди приходят за товарами для дома, как и в IKEA, приходят за пуфиками, тумбочками и столами, которые можно купить, например, на дачу или в кафе, магазин. То есть покупают то, что, если и сломается, не будет жалко потом выбросить. Для дома же сибиряки предпочитают индивидуальные, надежные и основательные решения, а стандартная мебель для дома здесь непопулярна.
Из-за этой тенденции такие производители, как ДОК «Красный Октябрь» и «Интеди», испытывали большие проблемы с серийным производством и, по сути, ушли с рынка. Для массового производства наш регион неподходящий, поэтому здесь развивается малый бизнес. В мебельной фабрике «Заречье» решили этот вопрос тем, что просто-напросто диверсифицировали бизнес и переориентировались с поставки на Восток.
Является ли преимуществом близкое расположение Тюменской области к Китаю, Казахстану и Монголии? И если да, то в чём оно выражается?
С Монголией у нас вообще нет никаких контактов и взаимодействия. А в Казахстан мы поставляем пиловочник и кругляк для последующей переработки. Запросов на нашу мебель там практически нет, поэтому о масштабных объемах продаж говорить не приходится. Получается, что Казахстан вывозит от нас только продукцию ЛПК, а в мебели они не заинтересованы. Там происходит развитие собственного производства. Были попытки открыть фабрики, но успехом не увенчались.
Глобально все взаимоотношения с Китаем, к сожалению, ведется через Москву. Например, фурнитура в Тюмень приходит через московскую таможню, а не через нашу местную. В Тюмени нет центров принятия решений, для того чтобы можно было из Китая напрямую в Сибирь поставлять продукцию.
Ощущается ли конкуренция со стороны импортной мебели, в частности китайской, или импорт сильно сдал позиции?
Основные наши конкуренты были вовсе не из Китая, а из Италии, Германии и Белоруссии. Италия в основном поставляет кухни, домашнюю и офисную мебель, Германия – кухни и бытовую технику к ней. Европейская мебель в основном шла под заказ для VIP-клиентов, лакшери сегмент. Продукцию среднего сегмента чаще всего заказывают у местных производителей, а бюджетные серийные варианты поставляются из Белоруссии.
Сейчас импорт сдал позиции, и дефицит европейской мебели способствует развитию отрасли. Компании пытаются осуществлять схемы по параллельному импорту, но всё равно растут поставки из Центральной России и увеличивается количество заказов у тюменских производителей. Китайской мебели у нас нет, а поставки белорусской мебели хоть и не падают, но и не растут из-за логистических проблем.
Насколько серьезно у вас были налажены логистические связи с Китаем до начала СВО и насколько сильно они развились сейчас? Были ли покупки линий у китайцев, насколько их качество отличается от того же HOMAG?
Взаимоотношения с Китаем у нас выстраивались, в основном, по вопросам экспорта пиломатериалов, причем не напрямую, а через Казахстан. Сейчас они продолжаются.
Более успешно сотрудничество с Китаем идет по импорту деревообрабатывающего и мебельного оборудования. До недавнего времени на предприятиях в основном использовали европейские станки. Сложился стереотип, что это единственный доступный качественный и надежный продукт. Но доминирование на рынке избаловало европейских производителей оборудования, поэтому наши мебельщики терпели проблемы с сервисом. Получилось наподобие ситуации в автомобильной отрасли, где «Мерседес» или «Фольксваген» просто за бренд увеличивали стоимость изделия и его сервисного обслуживания. Мы видели, что наши партнеры смотрят только в свою сторону и после начала СВО сразу же перестали оказывать помощь в вопросах запчастей и сервиса.
Мебельщики, которые смотрели на несколько шагов вперед, еще до начала СВО начали переориентироваться на китайское оборудование. Наша компания KDT стала им пользоваться еще два с половиной года назад, и мы не жалеем об этом. Мы избавились от итальянского от немецкого оборудования, в том числе и от HOMAG, потому что Китай предоставляет качественное и высокоточное оборудование. Китай берет технологии, дорабатывает их, добавляя скорость и сервис, и по итогу мы имеем возможность покупать усовершенствованные реплики европейского оборудования. А те, кто остался верен европейскому оборудованию, теперь испытывают большие проблемы и молятся, лишь бы ничего не сломалось.
Наши восточные партнеры оказывают достойный и оперативный сервис, поэтому партнерские отношения сейчас только набирают обороты. Многие мебельщики отмечают качество китайского оборудования и внедряют его в свое производство. Единственный минус — это увеличенные сроки поставки оборудования из-за сложностей в логистике, но считаю, что она наладится в 2023 году, уже есть реальные подвижки и решения «с востока». А вот европейские производители высокотехнологичного оборудования точно потеряют существенную долю российского рынка и вернуть ее будет крайне сложно, а скорее всего – невозможно.