Найти тему
Деловая пилорама

Иван Бобков: «Предприятия должны больше работать, хотя доходность их будет снижаться»

Оглавление

Иван Бобков с февраля 2022 по январь 2023 работал в Ассоциации мебельщиков Тюменской области (АМТО) в должности исполнительного директора, а 31 января этого года решением общего годового собрания избран Председателем Правления АМТО. «Деловая Пилорама» обсудила с Иваном особенности работы мебельщиков в Сибири, взаимодействия с соседними странами, а также про импортозамещение, экспорт и импорт.

Иван Бобков
Иван Бобков

Иван, когда была создана Ассоциация мебельщиков Тюменской области? Что за это время удалось решить? Насколько мешает или помогает региональный статус?

Ассоциация мебельщиков Тюменской области, АМТО, была зарегистрирована 1 апреля 1999 года. Создателями ассоциации стали крупнейшие мебельные предприятия мебельной отрасли Тюменской области. В то время это были Тюменский фанерный комбинат, мебельная фабрика «Заречье», ДСК-500 и ДОК «Красный Октябрь». Некоторые из этих предприятий, несмотря на свою продолжительную историю, функционируют до сих пор.

Со временем в Тюмени осталось лишь два крупных мебельных предприятия: бывший Тюменский фанерный комбинат, который является дочерним предприятием холдинга «Свеза», и фабрика «Заречье» — крупнейшее промышленное предприятие мебельной отрасли Тюмени. Поэтому состав членов ассоциации кардинально поменялся, сегодня, в основном, в АМТО входят предприятия малого, среднего бизнеса, а также микропредприятия.

Концентрация работы именно в региональных рамках существенно упрощает работу ассоциации. Все друг друга знают и в курсе всего происходящего, что лишь способствует решению вопросов. Таким образом, региональный статус очень помогает деятельности ассоциации, потому что мы сконцентрированы на работе с мебельщиками и региональными властями на территории нашего региона. При этом у нас нет амбиций замахиваться на федеральный уровень, ведь цель организации — помогать нашим тюменским мебельщикам, и неважно, на какой территории.

За годы работы при поддержке ассоциации нашим членам удалось реализовать множество проектов: от переноса производственных площадок до получения льготного кредитования. Мы координируем нашу работу с Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки и Департаментом лесного комплекса Правительства Тюменской области Торгово-промышленной палатой и Инвестиционным агентством региона.

Какая выгода мебельщикам от членства в ассоциации?

Во-первых, это информационный обмен. Мы предоставляем консолидированную информацию специально для мебельных предприятий. Государственным органам гораздо проще обратиться в ассоциацию, чтобы донести нужные сведения до всех компаний. У нас есть telegram-канал, сайт, календарь событий и, кроме того, коммуникации проходят во внутренней группе членов ассоциации. Всё это способствуют развитию отрасли в регионе.

Во-вторых, наличие статуса члена ассоциации помогает при рассмотрении заявок о государственной или информационной поддержке. Когда в ассоциацию хочет вступить новая компания, то прежде всего наше руководство обязательно едет на место ведения бизнеса и знакомится с предприятием. Поэтому членство подразумевает, что компания надежная, это помогает предприятиям при работе с заказчиками.

В-третьих, члены ассоциации могут первыми участвовать в различных проектах, поскольку оперативнее получают всю нужную информацию. Также с нами советуются органы власти в период подготовки проектов мер государственной поддержки мебельной отрасли и в целом предпринимательской среде. Таким образом, помощь становится действительно эффективной.

В-четвертых, компании напрямую получают доступ к персоналу и профессиональным связям. Ассоциация реализует активности с дизайнерами, консалтинговыми компаниями, различными СМИ, а также с учебными заведениями. Среди членов организации есть три учебных заведения, которые готовят именно специалистов-мебельщиков – это прямой доступ к кадровому резерву.

В целом работа сообща помогает организациям в решении конкретных вопросов. Когда предприятие обладает достоверной, своевременной и полной информацией, оно может более гибко подходить к реализации своих бизнес-проектов, целей и задач, а это самое главное.

В России по итогам 2022 года производство мебели в натуральном выражении немного снизилось, но в финансовом — выросло. Отличается ли эта ситуация для мебельщиков Тюмени, и если да, то как? Как завершился для тюменских мебельщиков 2022 год? Какие ожидания от 2023 года?

У нас совершенно иная ситуация. Выпуск продукции в натуральном выражении вырос, а в финансовом плане, наоборот, произошло снижение. Из-за падения спроса в регионе подешевели как плитные материалы, так и мебель. Чтобы сохранить продажи на прежнем уровне, производители были вынуждены снижать цены и работать с минимальной маржой.

Санкционное давление в отношении России только нарастает, поэтому предприятия должны больше работать, хоть доходность и будет снижаться. Население в Тюменской области небольшое, и в 2023 году борьба за покупателей только усилится. Следовательно, затраты на маркетинг, чтобы выйти на тот или иной проект, значительно вырастут.

Считаем важным и необходимым рассмотреть инициативу АМДПР - введение Минпромторгом РФ зеркальных мер в отношении импорта мебели из недружественных стран, заградительных пошлин. Тогда наши мебельщики и производители сырья смогут быстрее переориентироваться и занять свободные ниши на внутреннем рынке.

Есть ли специфические проблемы Урала и Сибири из-за санкций, или они общие у всей отрасли?

Тюменская область — это Западная Сибирь. Здесь огромные территории, сложная логистика и дорогой персонал по сравнению с Центральной Россией. При этом в огромном регионе живет относительно небольшое количество населения.

Чтобы производство функционировало, необходимо доставить к нам плитные материалы – они российские и фурнитуру, а вот она в основном импортная, на 90-95%. С поставкой фурнитуры сейчас очень проблемная ситуация, ведь остро встает вопрос логистики. Конечно, в перспективе надо локализовать в России производство фурнитуры.

Исторически в нашем регионе немного логистических коридоров и нагрузка на транспортные пути выросла, поэтому производить у нас мебель и потом везти ее по всей стране и продавать становится очень дорого. Поэтому производства локализуются.

В чём заключаются особенности ведения мебельного бизнеса в Сибири? Есть ли какие-то отличительные черты именно у Тюменского региона?

Территории работают и живут практически автономно. Население региона не относится к той категории, которая потребляет типовую стандартную мебель, поэтому здесь продается мало мебели из Центральной России.

Менталитет сибиряка такой, что ему надо сделать что-то индивидуальное. Это касается как мебели, так и целого решения по жилью. Сибирь – территория купцов, первопроходцев и вольных людей, менталитет собственника сохранился и у их потомков. Поэтому у нас в Hoff и «Леруа Мерлен» люди приходят за товарами для дома, как и в IKEA, приходят за пуфиками, тумбочками и столами, которые можно купить, например, на дачу или в кафе, магазин. То есть покупают то, что, если и сломается, не будет жалко потом выбросить. Для дома же сибиряки предпочитают индивидуальные, надежные и основательные решения, а стандартная мебель для дома здесь непопулярна.

Из-за этой тенденции такие производители, как ДОК «Красный Октябрь» и «Интеди», испытывали большие проблемы с серийным производством и, по сути, ушли с рынка. Для массового производства наш регион неподходящий, поэтому здесь развивается малый бизнес. В мебельной фабрике «Заречье» решили этот вопрос тем, что просто-напросто диверсифицировали бизнес и переориентировались с поставки на Восток.

Является ли преимуществом близкое расположение Тюменской области к Китаю, Казахстану и Монголии? И если да, то в чём оно выражается?

С Монголией у нас вообще нет никаких контактов и взаимодействия. А в Казахстан мы поставляем пиловочник и кругляк для последующей переработки. Запросов на нашу мебель там практически нет, поэтому о масштабных объемах продаж говорить не приходится. Получается, что Казахстан вывозит от нас только продукцию ЛПК, а в мебели они не заинтересованы. Там происходит развитие собственного производства. Были попытки открыть фабрики, но успехом не увенчались.

Глобально все взаимоотношения с Китаем, к сожалению, ведется через Москву. Например, фурнитура в Тюмень приходит через московскую таможню, а не через нашу местную. В Тюмени нет центров принятия решений, для того чтобы можно было из Китая напрямую в Сибирь поставлять продукцию.

Ощущается ли конкуренция со стороны импортной мебели, в частности китайской, или импорт сильно сдал позиции?

Основные наши конкуренты были вовсе не из Китая, а из Италии, Германии и Белоруссии. Италия в основном поставляет кухни, домашнюю и офисную мебель, Германия – кухни и бытовую технику к ней. Европейская мебель в основном шла под заказ для VIP-клиентов, лакшери сегмент. Продукцию среднего сегмента чаще всего заказывают у местных производителей, а бюджетные серийные варианты поставляются из Белоруссии.

Сейчас импорт сдал позиции, и дефицит европейской мебели способствует развитию отрасли. Компании пытаются осуществлять схемы по параллельному импорту, но всё равно растут поставки из Центральной России и увеличивается количество заказов у тюменских производителей. Китайской мебели у нас нет, а поставки белорусской мебели хоть и не падают, но и не растут из-за логистических проблем.

Насколько серьезно у вас были налажены логистические связи с Китаем до начала СВО и насколько сильно они развились сейчас? Были ли покупки линий у китайцев, насколько их качество отличается от того же HOMAG?

Взаимоотношения с Китаем у нас выстраивались, в основном, по вопросам экспорта пиломатериалов, причем не напрямую, а через Казахстан. Сейчас они продолжаются.

Более успешно сотрудничество с Китаем идет по импорту деревообрабатывающего и мебельного оборудования. До недавнего времени на предприятиях в основном использовали европейские станки. Сложился стереотип, что это единственный доступный качественный и надежный продукт. Но доминирование на рынке избаловало европейских производителей оборудования, поэтому наши мебельщики терпели проблемы с сервисом. Получилось наподобие ситуации в автомобильной отрасли, где «Мерседес» или «Фольксваген» просто за бренд увеличивали стоимость изделия и его сервисного обслуживания. Мы видели, что наши партнеры смотрят только в свою сторону и после начала СВО сразу же перестали оказывать помощь в вопросах запчастей и сервиса.

Мебельщики, которые смотрели на несколько шагов вперед, еще до начала СВО начали переориентироваться на китайское оборудование. Наша компания KDT стала им пользоваться еще два с половиной года назад, и мы не жалеем об этом. Мы избавились от итальянского от немецкого оборудования, в том числе и от HOMAG, потому что Китай предоставляет качественное и высокоточное оборудование. Китай берет технологии, дорабатывает их, добавляя скорость и сервис, и по итогу мы имеем возможность покупать усовершенствованные реплики европейского оборудования. А те, кто остался верен европейскому оборудованию, теперь испытывают большие проблемы и молятся, лишь бы ничего не сломалось.

Наши восточные партнеры оказывают достойный и оперативный сервис, поэтому партнерские отношения сейчас только набирают обороты. Многие мебельщики отмечают качество китайского оборудования и внедряют его в свое производство. Единственный минус — это увеличенные сроки поставки оборудования из-за сложностей в логистике, но считаю, что она наладится в 2023 году, уже есть реальные подвижки и решения «с востока». А вот европейские производители высокотехнологичного оборудования точно потеряют существенную долю российского рынка и вернуть ее будет крайне сложно, а скорее всего – невозможно.