«Мы объявляем забастовку!» – фраза, которая все чаще звучит у входов в офисы крупных компаний. Сегодня по запросу «забастовка» гугл выдает громкие заголовки со всего мира: «Рэкет и скандалы Wildberries», «Германия парализована из-за забастовки транспортников» и пр.
Забастовка ассоциируется у нас с протестом целой толпы, которая хочет, чтобы их недовольство услышали. В России протесты являются законным правом работников, правда согласно закону они могут быть организованы только профсоюзами. На деле протесты профсоюзов встречаются не так часто, да и отношение к забастовкам у многих сотрудников неоднозначное:
- Зачем я буду протестовать, все равно ничего не изменится
- Если я не выйду на работу, меня просто уволят
- Как я потом буду искать работу, если устрою скандал?
Во многом, такое отношение связано с последствиями бунтов. Массовые восстания, возможно, могут помочь в решении проблем, при этом окончательно подорвать отношение работодателя к бунтарям.
Сегодня в статье предлагаем рассмотреть последствия забастовок, которые ждут работодателей и сотрудников. Разберемся с плюсами и минусами протестов, а также обсудим целесообразность забастовок. Приглашаем вместе подумать в комментариях, стоит ли игра свеч?
Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш Дзен и телеграм-канал, чтобы не пропускать полезные карьерные статьи.
Почему вообще происходят забастовки?
Первая крупная забастовка в истории нашей страны связана с протестами 220 тысяч шахтеров в 1991 году (работа встала на 37% шахт всей страны). Только за один месяц простоя страна недополучила 250 млн. рублей, а «успокаивать» шахтеров приезжал Борис Ельцин, тогда еще председатель Верховного Совета, пообещав взять угольную промышленность под личную ответственность. Но, к сожалению, своих целей — повышения зарплаты в два раза и отставки правительства — шахтеры так и не добились.
Зато в сегодняшних реалиях это удалось работникам Wildberries. Нашумевшая история с закрытием пунктов выдачи заказов маркетплейса по всей стране, кажется, только подходит к завершению. Сотрудники требовали отменить систему штрафов за возврат заказа покупателем и уже добились уступок со стороны компании. Не успела затихнуть одна волна протестов, началась другая – поводом стало многомиллионные штрафы, которые селлеры получили из-за новых правил Wildberries. В отличие от истории шахтеров, которая 30 лет назад закончилась ничем, этот кейс стал катализатором для разработки новых правил интернет-торговли.
Во всем мире сотрудники прибегают к протестам, пытаясь оказать давление на работодателей, когда другие методы уже не помогают. Вы наверняка слышали о таких кейсах:
- Протесты курьеров Delivery club в 2022 году из-за изменений условий оплаты
- 16 января 2023 года 1000 рабочих компании ККС-Sicim, одной из крупнейших строительных фирм Казахстана, устроили забастовку с целью повысить зарплаты на 50%
- Amazon славится постоянными забастовками: в этом году 300 человек на складе Великобритании остановили работу на сутки, а в 2020 в США сотрудники корпорации требовали улучшения условий работы и защиты от COVID-19.
- Буквально на прошлой неделе у офиса компании Google в Цюрихе сотни сотрудников пришли выразить несогласие с массовыми сокращениями
- Прямо сейчас крупнейшая за 30 лет забастовка в Германии парализовала транспортное сообщение: нарушена работа общественного транспорта, аэропортов и железных дорог. Работники сферы обслуживания, транспорта и инфраструктуры требуют увеличить зарплаты.
Чем опасны забастовки для бизнеса и что делать работодателю?
Увидеть толпу недовольных сотрудников у входа в офис – кошмар любого работодателя. Кроме потери нервных клеток есть и другие последствия для бизнеса:
- Убытки. Во время забастовки компания не может функционировать в полном объеме, что может привести к потере прибыли. Как правило, чем дольше длится забастовка, тем больше ущерба причиняется бизнесу.
- Повреждение репутации. Забастовки могут привлечь внимание СМИ и общественности. В зависимости от характера забастовки и требований участников, бизнес может столкнуться с отрицательной реакцией со стороны клиентов и инвесторов, что может повредить его репутации.
- Снижение производительности. Забастовки могут привести к снижению производительности компании, что может повлиять на ее конкурентоспособность. Если забастовка продлится дольше, то компания может столкнуться с проблемой соблюдения договорных обязательств перед клиентами, что может ухудшить ее отношения с ними.
- Ухудшение отношений с сотрудниками. Если забастовка происходит из-за проблем с условиями труда или оплатой, то это может привести к ухудшению отношений между работодателем и сотрудниками. В результате компания столкнется с проблемой удержания талантливых сотрудников и потери квалифицированных кадров.
- Юридические проблемы. Забастовки могут привести к юридическим проблемам, если они не организованы и проведены в соответствии с законодательством. Например, если компания будет принимать меры против участников забастовки, которые противоречат законодательству, то это может привести к судебным тяжбам и нарушению прав сотрудников.
Для работодателей забастовки могут быть серьезным вызовом, который требует адекватной реакции. Ключевым моментом является установление диалога с сотрудниками, выявление причин их недовольства и поиск компромиссных решений. Важно также соблюдать законодательство и не принимать меры против участников забастовки, такие как увольнение или сокращение зарплаты.
Работодатели должны относиться к забастовкам с уважением и серьезностью. Когда сотрудники принимают решение о выходе на забастовку, это означает лишь одно – их не слышат.
Реагировать на забастовки можно по-разному, но стоит держать в голове цель – поиск компромисса. Работодатель, который не может поднять зарплату сотрудникам, столкнувшись с забастовкой не сможет в моменте решить проблему. Поэтому, решать конфликт нужно поэтапно, а для этого важно:
- Связаться с представителями забастовки. Важно выяснить причины их недовольства и узнать, какие изменения могут удовлетворить их требования.
- Слушать и понимать. Необходимо выслушать представителей забастовки и дать им возможность высказать свои требования. Поставить себя на их место.
- Попытаться вместе найти компромисс. Честно рассказать о текущей ситуации и попытаться найти точки соприкосновения. Не рубить с горяча, не увольнять, сокращать, а разговаривать. Предложить поэтапное решение проблемы, которое устроит обе стороны.
В целом, проблема забастовок во многом исходит именно из-за проблем с коммуникациями. Компании, которые создают открытые каналы общения, своевременно информируют сотрудников об изменениях, ведут чистую и открытую политику имеют все шансы предотвратить возникновение недовольств. В этом помогут:
- регулярные one-on-one встречи с сотрудниками;
- опросы, включая анонимные;
- ретро, дейли, презентации и другие командные встречи, на которых бизнес может рассказать о планах и результатах, а сотрудники – дать обратную связь;
- работа HR департамента над удержанием сотрудников, установка доверительных связей.
И базовое место занимает задача каждого бизнеса – работа над улучшением условий труда. Регулярный мониторинг зарплатного рынка, введение социальных льгот, работа над условиями безопасности и другими аспектами всегда влияют на удовлетворенность сотрудников.
Чем опасны забастовки для протестующих сотрудников?
Кроме того, что не все забастовки заканчиваются успехом, есть и другие последствия, к которым нужно быть готовыми при выходе на протест. Первое – потеря заработка. Во время забастовки сотрудники не получают заработную плату, поэтому могут потерять значительную сумму денег.
Второе – негативное отношение со стороны работодателя. В некоторых случаях, работодатель может рассматривать участников забастовки как ненадежных сотрудников, а это может негативно повлиять на будущую карьеру протестующих. В бунтарях владельцы бизнеса видят «угрозу», поэтому после окончания протестов отношение к сотрудникам может поменяться. Легко ли получить повышение после бунта? Почему вдруг босс стал требовать больше результатов? Не кажется ли мне, что ко мне придираются? С такими сомнениями могут столкнуться сотрудники, которые выходили на забастовку.
Третье – потеря репутации со стороны коллег и клиентов компании. Участвующие в забастовке могут быть исключены из командных мероприятий, не будут включаться в список кандидатов на продвижение по карьерной лестнице или же могут потерять ключевых клиентов, которые не поддерживают забастовки. Коллеги, которые хоть и не участвовали в протестах могут почувствовать на себе давление и винить во всем бунтарей.
Получается, участники протестов должны понимать, что их решение выйти на забастовку может повлечь за собой изменение отношений с боссом, коллегами и клиентами. Поэтому, важно тщательно обдумать свои требования и поискать компромиссное решение, прежде чем решать выходить на забастовку. И, если все таки остается лишь один вариант – бунтовать – то стоит взвесить все «за» и «против».
Приглашаем обсудить последствия забастовок в комментариях. Как считаете, могут ли сотрудники рассчитывать на прежнее отношение компании после забастовок? Смогли бы вы сами продолжить работать в компании, в которой вам пришлось бы выходить на протест?
Если сейчас находитесь в поиске компании, которая заботится о своих сотрудниках – отправляйте резюме команде RecruitIT. Персональный рекрутер свяжется с вами и предложит вакансии топовых компаний. Ищете сотрудников? Оставляйте заявку подбор, соберем сильную команду экспертов. Закрываем вакансии в среднем за 18 дней, не отвлекаем компанию нерелевантными кандидатами.