Найти тему

HR-консалтинг как помощь во время кризиса

Оглавление

Наш менталитет не позволяет нам просить о помощи. Мы привыкли, надрываясь, вывозить на себя не вывозимое, а в случае полного краха — смело шагать в пропасть. Пожалуй, только в последнее время наметилась тенденция обращения к психотерапевтам, консультантам и прочим специалистам, готовым удержать нашу жизнь от полного развала.

HR-отрасль не исключение. На самом деле за последние 10-15 лет уже накопилось достаточно случаев, когда консалтинг HR процессов спасал частный бизнес от разорения.

Чем может помочь HR консультант во время кризиса?

Увы, у большинства по-прежнему не сформировалось особого доверия к подобным профессионалам — уж больно распространены мошеннические схемы, да и непросто отыскать стоящих специалистов. Некоторые не понимают — а в чем им, собственно, помогут консультанты? Если ты сам не в состоянии вывести свой бизнес из кризиса, как это сделают совершенно посторонние люди?

HR-консультант анализирует текущее состояние бизнеса и ищет проблемные зоны. В 85% случаев проблема обнаруживается вовсе не там, где она видится руководителю или собственнику компании — субъективное отношение часто застилает глаза. Комплексный анализ со стороны помогает прояснить реальное положение дел.

HR-процессы — это половина бизнеса. Поиск и адаптация новых сотрудников, мотивация и удержание старых, своевременное увольнение и сокращение неподходящих кадров, регулярное обучение коллектива и поддержание корпоративной культуры… Выдерните одно из звеньев и получите тот самый пресловутый кризис. Здесь и потребуются услуги HR-консалтинга — чтобы консультант поставил все на место.

Когда черный день на пороге

Когда бизнес падает в яму, часто приходится идти на тяжелые, смелые или неочевидные решения:

  • сокращать коллектив;
  • сокращать количество филиалов, представительств;
  • урезать/расширять ассортимент продукции или объем предлагаемых услуг;
  • уходить в другой сегмент отрасли;
  • переориентироваться на другую часть рынка, сменить аудиторию;
  • обучать коллектив;
  • выбирать новую маркетинговую стратегию;
  • привлекать новых клиентов бонусами или скидками;
  • вбросить оставшиеся деньги в рекламный бюджет.

Сам предприниматель не может предсказать, чем это кончится: многие часто действуют наобум, выбирая, как им кажется, максимально выигрышную стратегию. Трудно, не имея соответствующего опыта, проанализировать ситуацию и понять, в чем источник кризиса. Поэтому люди просто сравнивают возможные решения и отдают предпочтения потенциально прибыльным.

Консалтинговая компания или частный консультант исследует структуру компании, ищет процессы, в которых была допущена ошибка.

Приведу несколько кейсов:

  1. Крупная турбаза внезапно ощутила резкий спад заявок во время сезона. Долго искали проблему, вплоть до происков конкурентов, ничего не нашли. Помогло прослушивание записи звонков. Оказалось, что недавно принятый на работу оператор попросту отфутболивала потенциальных клиентов и грубила им во время звонков. Простым увольнением здесь нельзя было уже обойтись — пришлось потрудиться, чтобы восстановить репутацию компании.
  2. Владелец аптечной сети решил расшириться. Для этого он вложил несколько миллионов в покупку помещения на первом этаже недавно воздвигнутой новостройки. Район казался перспективным: в радиусе полутора километров только одна захудалая аптека-конкурент, а рядом возводилось еще несколько домов. С тыльной стороны новостройки пролегала оживленная трасса. Казалось, от клиентов не должно быть отбоя. В итоге первые три месяца в аптеку заглядывали только жильцы нового дома — по 2-3 человека в день. Просто вход в аптечный пункт был со двора дома, а реклама-указатель на трассе — слишком нечитабельной для высокой скорости движения. Нанятый провизор также не отличался особым рвением в продажах из-за недостатка знаний. В результате сменили рекламу, поставили несколько указателей, сотрудника перевели в другую аптеку, а сюда назначили более опытного и компетентного товарища. Продажи выросли в 20 раз — а ведь владелец уже собирался продавать помещение.
  3. Небольшая типография обслуживала все население маленького северного городка. К сожалению, этого явно не хватало для поддержания бизнеса на плаву. Было принято решение выходить в онлайн, запустить проект «портретная мастерская» и пытаться охватить близлежащие города доставкой. Чтобы сэкономить, часть функций, связанных с обработкой изображений, отдали на фриланс, логистику предоставили специализирующейся на доставке организации. Наняли в качестве оператора активную девушку с подвешенным языком. Буквально через пару месяцев положение компании стабилизировалось, а затем бизнес поднялся на новый уровень.

Во всех случаях владелец бизнеса воспользовался консалтинговыми услугами, и не прогадал. Стоимость HR-консалтинга полностью окупилась впечатляющими результатами.

Так что даже в самый тяжелый кризис можно найти выход из положения. Если у вас возникли сложности, заходите, мы поможем и вам).