Любой стране, входившей в состав СССР, было нелегко после развала страны, и Казахстан не стал исключением. Но там, где одни видели преграды, другие увидели возможность построить бизнес и выйти на мировой рынок. Рассказываем о самых популярных брендах и технологиях нашего соседа.
Nommi
Nommi — персональный wi-fi роутер, который поддерживает технологию виртуальных SIM-карт. Он быстро подключается к интернету из любой точки мира. Роутер покрывает 150 стран, поддерживает одновременное подключение 5 устройств и работает без подзарядки больше 16 часов. Интересно, что гаджет также является пауэрбанком.
Основными разработчиками Nommi являются казахстанцы Алена Ткаченко и Кайрат Ахметов. Они создали Nommi для того, чтобы путешественники не ограничивали себя в мегабайтах за границей и не искали, как подключиться к городскому Wi-Fi: у Nommi есть база с паролями публичных сетей. Идея создать совместный проект пришла к ним в 2015 году, когда разработчики встретились на бизнес-инкубаторе MOST в Алматы.
Nommi участвовала в краудфандинге в декабре 2017 года. Тогда на международной площадке Indiеgogo команда собрала более $90 тыс при заявленных $25 тыс. Разработчики обещали, что доставят девайс бекерам (заказчики, которые поверили в проект и заплатили за еще не существующий продукт) в июне 2018 года, однако на практике Nommi отправился к ним только в марте 2019 года.
Разработчики столкнулись с трудностями, связанными с доставкой и спецификой работы китайцев, которые собирали устройство. Они поняли: если китайским рабочим сложно собрать продукт, то следует ожидать высокий процент брака.
В планах у Алены Ткаченко и Кайрата Ахметова наладить массовое производство, а затем выйти на площадки e-commerce ритейлеров Amazon, Newegg и Lazada.
Pillikan
Еще одну оригинальную идею придумал Асылжан Жананов — он разработал приложение Pillikan, позволяющее пользователю зарабатывать средства на баланс мобильного телефона. Работает это так: когда человеку звонят, на экране телефона появляется реклама, за просмотр которой начисляются средства на баланс телефона.
Идея разработки Pillikan пришла к Асылжану Жананову на переговорах, когда ему позвонили. Мужчина заметил, что экран телефона «ничем не занят». Идея так захватила его, что он сразу направился в офис, где провел мозговой штурм с коллегами. Уже через неделю была готова основная часть концепции приложения Pillikan.
Приложение работает так, что из него можно напрямую перейти на сайт рекламодателя. Кстати, привлечь рекламодателей было не так-то просто. Асылжан Жананов был уверен, что компаниям понравится его идея, и они охотно согласятся на сотрудничество. Однако некоторые из них скептически отнеслись к его предложению. Компания приложила немало усилий и провела большую PR-стратегию, чтобы привлечь рекламодателей. В итоге к ним пришло более 1150 фирм. Сам Асылжан Жананов замечает, что любой сектор экономики может получить пользу от Pillikan, поскольку реклама транслируется по всему Казахстану, даже в маленьких поселках.
Компания планирует вывести продукт на рынок стран СНГ, а также в Турцию, ОАЭ и Сингапур.
Kaspi
В 1993 году Вячеслав Ким, которому на тот момент было всего 23 года, решил заняться бизнесом. Он открыл магазин «Планета электроники». А спустя 10 лет он стал крупнейшим в Казахстане.
Ким хотел увеличить продажи, но население все еще оставалось довольно бедным. Тогда он решил выдавать кредиты на покупку товаров. В то время магазины самостоятельно это делать не могли и выкупали банки. Вячеслав Ким решил пойти тем же путем.
В 2002 году предприниматель заключил сделку с банком «Каспийский». Однако вскоре выяснилось, что совмещать розничную торговлю и кредитование непросто. Вячеслав Ким начал искать инвестиционных партнеров. Так он узнал о фонде Baring Vostok, который в 1994 году основал американец Майкл Калви.
В Baring Vostok Ким познакомился с Михаилом Ломтадзе. Интересна история того, как в фонд попал сам Ломтадзе: он родился и учился в Грузии, основал там аудиторскую фирму GCG Audit, позже ее поглотила другая компания, а он поехал получать степень MBA в Гарвард. В США Михаил Ломтадзе встретил Майкла Калви и заявил, что готов работать в Baring Vostok бесплатно. В 2004-м он вступил в фонд и познакомился с Вячеславом Кимом. И хотя у Кима были более выгодные предложения от инвесторов, он заключил сделку именно с Baring Vostok.
Ким и Ломтадзе переименовали банк в Kaspi. Во времена мирового кризиса в 2008 году фонд не считал вложения в Kaspi особенно выгодной сделкой, поэтому Михаил Ломтадзе принял решение изменить структуру компании и стал ее гендиректором.
Изначально идея Вячеслава Кима заключалась в том, чтобы обслуживать клиентов магазина, но все пошло не по плану, и он, по сути, построил бизнес на кредитах для коммерческих предприятий. У Михаила Ломтадзе было другое видение — он считал, что будущее за цифровизацией. Ломтадзе сменил прежнее руководство компании на молодых магистров с MBA. Это позволило бизнесу определить новый вектор развития.
Целью Михаила Ломтадзе было переключиться с предпринимателей на клиентов магазина, а это значит, рискнуть 95% выручки. Только технологии и хорошее обслуживание могло спасти фирму от банкротства. В итоге топ-менеджмент выделил деньги на инновации, пересмотрел предложения банка и увеличил число физических магазинов.
Пока Ломтадзе перестраивал бизнес, Вячеслав Ким занимался политикой — он стал доверенным советником премьер-министра, что обеспечило компании привилегированное положение на рынке. Сохранить бизнес удалось и благодаря покупке акций в 2015 г. племянником Нурсултана Назарбаева — Кайратом Сатыбалды. До 2018 г. он был одним из трех основных акционеров вместе с Вячеславом Кимом и компанией Baring Vostok, пока не продал свои акции.
Когда Kaspi четко определила целевую аудиторию, фирма сократила количество услуг, сделав основными депозиты, потребительские кредиты и кредитные карты. В итоге за пять лет руководства Михаила Ломтадзе банк из коммерческого трансформировался в розничный. К 2012 году компания выпустила более 1 млн кредитных карт и стала крупнейшим финансовым предприятием Казахстана.
Вскоре выяснилось, что кредитные карты раздражали клиентов, так как из-за комиссии кредиты возобновлялись. Услышав мнение клиентов, фирма за двое суток закрыла сервис. Фактически, Kaspi пожертвовал прибылью, но предоставил клиентам иные услуги и в итоге заработал больше, чем мог до этого.
Компания начала стремительно расти. В 2014 году Kaspi запустил платформу для онлайн-торговли, добавил доставку на дом и автокредитование, в 2017 запустил мобильное приложение, включающее карты городов, мессенджеры и p2p-платежи. В 2019 году Kaspi предложил магазинам свой платежный шлюз.
В 2020 году Kaspi стал многофункциональным супераппом и вышел на Лондонскую фондовую биржу. Размещение акций стало третьим по величине в Европе среди технологических компаний, а в 2021 году компанию оценили в $21 млрд.
SCAT
Первые самолеты в Казахстане появились в начале 20-х годов, и до распада СССР авиация так или иначе развивалась. Спустя несколько лет автономии и реорганизаций лучшие самолеты перешли в ЗАО «Air Kazakstan», а многие бортпроводники остались без работы и фактически перестали получать зарплату.
Не все люди были готовы смириться с происходящим. В 1997 году группа пилотов, авиатехников и людей, преданных авиации, собралась в городе Шымкент. Они верили, что смогут создать надежную транспортную инфраструктуру.
Так началась история авиакомпании «SCAT». 17 единомышленников самостоятельно красили воздушные суда, занимались обустройством офисов и разрабатывали документацию. В 1998 году экипаж совершил первый регулярный рейс по маршруту Алматы-Кызылорда-Алматы на собственном самолете Ан-24. Из-за конкуренции с ЗАО «Air Kazakstan» и сложившемуся распределению сил команде приходилось пробивать административные барьеры для того, чтобы появлялись новые рейсы.
На сегодняшний день «SCAT» выполняет более 80 внутренних и международных рейсов, а пассажиропоток ежегодно увеличивается в среднем на 40%.
RG Brands
Бренды RG Brands известны не только в Казахстане, но и в России, Кыргызстане и Узбекистане. Дело в том, что компания является официальным партнером PepsiСo International и Pepsi Lipton International.
RG Brands была основана в 1994 году и в течении последующих 5 лет занималась эксклюзивной дистрибуцией продукции международных брендов. Позже компания решила запустить собственное производство, и в 1999 году появились соки Da-Da. Тогда же RG Brands подписал контракт с PepsiCo и стал эксклюзивным боттлером Pepsi. Сотрудничество дало ориентир всей индустрии товаров повседневного спроса. В течение следующих 10 лет фирма запустила новые бренды: чай «Пиала Gold» (2000 г.), молоко «Моё» (2004 г.) и нектар «Солнечный» (2005 г.).
В 2006 году начали набирать популярность холодные напитки, поэтому RG Brands занялся производством холодного чая Lipton, подписав контракт с компанией Lipton International.
В 2007 году хитом среди потребителей стали чипсы, поэтому началось производство чипсов «Grizzly».
Спрос на продукцию рос, и в 2009 году компания открыла крупнейший в Центральной Азии завод «Аксенгир», где производятся прохладительные напитки.
В 2010 году RG Brands выпустила энергетик Yeti, напиток DaDaDay и воду с минералами и микроэлементами A’SU. Пять лет спустя компания получила почетное звание «Национальный чемпион», одновременно выпустив чай «Пиала Ice Tea». Еще спустя два года появился первый лимонад на рынке Казахстана с натуральным фруктовым соком «Солнечный». По сей день RG Brands развивается на рынке горячих и холодных напитков.
Вы также можете:
Зарегистрировать товарный знак
Внести программу в Реестр отечественного ПО
Оформить патент на изобретение и полезную модель
Оформить патент на промышленный образец (дизайн)