Найти тему
Econs.online

Доллар как сырьевая валюта

Три десятка лет сырьевые цены и курс доллара двигались в противоположных направлениях. Но с начала 2020-х курс доллара стал меняться в ту же сторону, что и цены на сырье. Если этот тренд сохранится, негативное влияние сильного доллара на мировую экономику может возрасти.

Фотография Shutterstock
Фотография Shutterstock

C начала 2021 по середину 2022 г. глобальные продовольственные цены выросли на 30%, цены на нефть – на 150%, а цена природного газа в некоторых юрисдикциях – вшестеро; доллар же в тот же период не то что не ослаб, а, напротив, укрепился относительно практически всех основных валют. В конце 2022 г., по мере того как сырьевые цены несколько снизились, «откатился» и курс доллара.

-2

Связь между долларом и ценами на сырье может больше не вернуться к своему «традиционному» тренду прошлых десятилетий, приходит к выводу Дэниел Рис из Банка международных расчетов (BIS): это повлияет на то, как подстраиваются к изменениям рыночной конъюнктуры экономики других стран – как импортеры сырья, так и экспортеры.

Анализ корреляции между реальным эффективным курсом доллара и индексом реальных цен (с учетом инфляции США) на сырьевые товары, построенным исследователем из BIS и включающим в себя 52 товара, показывает, что с середины 1980-х гг. и до недавнего времени цены как на сырье в целом, так и на отдельные сырьевые товары двигались, как правило, в сторону, противоположную курсу доллара.

Особенно высокую отрицательную корреляцию с долларом показывают промышленные металлы, такие как медь и олово, и энергетические товары, такие как нефть и газ. Исторически повышение цен на сырьевые товары на одно стандартное отклонение (примерный эквивалент того, что произошло в 2021 г.) связано с обесцениванием доллара примерно на 4%, подсчитал Рис.

На основе исторических данных можно было бы ожидать, что с конца 2020 по сентябрь 2022 г. доллар обесценится примерно на 7%, но вместо этого он укрепился почти на 20%. То есть в реальности доллар оказался более чем на 30% сильнее, чем предсказывали расчеты, основанные на прежней взаимосвязи между долларом и сырьем: масштаб постпандемического отклонения от прежнего тренда носит беспрецедентный характер, оценивает экономист BIS.

Перелом произошел в начале 2010 г., выяснил Рис. До того рост сырьевых цен приводил к ухудшению условий торговли для США (на одну единицу экспорта можно было купить все меньше единиц импорта). Но с 2010 г. взаимосвязь между динамикой сырьевых цен и условиями торговли стала статистически незначимой. А в 2019 г. произошел разворот: рост цен на сырье стал сопровождаться для США улучшением условий торговли.

Перелом совпал со сланцевым бумом, который произошел в начале 2010-х гг. и в результате которого США из нетто-импортера нефти превратились в нетто-экспортера – как раз в конце 2019 г. В период с 2000 по 2022 г. доля сырьевых товаров в совокупном экспорте США выросла более чем на 10 процентных пунктов (до более 20%) при снижении доли прочих товаров, это изменение почти полностью объясняется изменением нефтяного баланса.

При этом, несмотря на изменение взаимосвязи между условиями торговли и сырьевыми ценами, прежняя взаимосвязь между условиями торговли и курсом доллара сохранилась. По оценке исследователя, для США улучшение условий торговли на 1% приводит к укреплению доллара примерно на 1,5%.

С учетом того, что с 2020 г. шоки, ударявшие по мировой экономике, были неординарными, можно было бы ожидать, что сбои в корреляциях носят временный характер.

Важную роль также может играть монетарная политика: в США она ужесточалась быстрее, чем во многих других развитых странах, что должно способствовать укреплению доллара к другим валютам.

Страны, чьи валюты меньше обесценились или даже укрепились относительно доллара, такие как бразильский реал и мексиканский песо, характеризовались как раз тем, что их центральные банки быстро ужесточали свою политику. Если бы дело было только в разнице процентных ставок центробанков, можно было бы ожидать, что наблюдаемые изменения временные.

Однако комплексный анализ – включающий в себя изучение долгосрочных взаимосвязей 1) курса доллара и сырьевых цен, 2) сырьевых цен и условий торговли, 3) условий торговли и курса доллара – показывает, что, похоже, произошедшее изменение сохранится в будущем, приходит к выводу экономист BIS: доллар действительно начал вести себя как сырьевая валюта, то есть валюта страны, чья экономика зависит от экспорта сырья.

Последствия для мировой экономики.