Я тут недавно рассказал, как мы с соучредителями построили наши отношения, и почему предприятие так долго работает и мы по сей день не развалились.
А читатели тут же задали провокационный вопрос. Как мы сосуществуем с конкурентами на рынке? С ними ведь особо не договоришься, и далеко не факт, что вежливое обращение даст свои плоды.
Раньше с конкурентами все было очень интересно. В стародавние времена (конец прошлого — начало этого века) конкуренция была не так сильна, как сегодня, но методы решения проблем были куда разнообразнее.
Помню историю войны двух крупнейших частных клиник города. Одна позволила себе подставить другую, а та в ответ наслала на нее налоговые проверки. Причем у каждой конторы были серьезные покровители в таких верхах, что выше только Архангел Михаил с его карающим мечом. И пришлось владельцам отдать в качестве взятки праведно (и не очень) нажитый миллион (поговаривают, что даже не рублей) на самый верх в Москве, чтобы налоговую проверку прекратить, клинику не закрыть, а руководителям не сидеть.
А сидеть было за что. Огромная клиника в день официально по кассе пробивала 2500 рублей. Этого хватило бы, чтобы тяп-ляп снять зубные отложения одному пациенту и погладить ему шнурки, но служивые люди вовсю делали вид, что для клиники с десятком кресел все ок!
Когда я в 2003 году ушел из найма и открыл собственную клинику, то меня даже пытались заказать одной серьезной конторе. И если бы не тот факт, что эта контора принадлежала дочерней фирме одного из моих соучредителей, то еще неизвестно, как бы повернулась сия история и писал бы я сейчас эту автобиографическую статью или уже нет.
Человеку, пришедшему к руководителю той конторы с весьма соблазнительным заказом и предложением «разобраться самым серьезным образом с доктором Агаджаняном», было сказано примерно следующее: «Учитывая Ваш почтенный возраст и тот факт, что мы не первый день знакомы, я сделаю вид, что этого разговора не было. Но если фамилия доктора всплывет в этом контексте где-нибудь и когда-нибудь еще, то я уже не смогу Вам помочь!»
С тех пор, по моей информации, с подобными просьбами касательно меня никто никуда не обращался, но точно знаю ситуации, когда у врачей не было столь серьезных покровителей и им очень не повезло в этой жизни.
Слава Богу, что времена эти давно прошли. При том, что конкуренция с тех пор только выросла (стоматологические клиники сейчас есть в каждом втором доме, а в некоторых домах их по две-три сразу), методы конкурентной борьбы сегодня редко выходят за рамки правового поля, если не считать отчаянных попыток нагадить в сфере отзывов в интернете. Знаю заведения, у которых на зарплате целые дюжины «специалистов», круглые сутки строчащих в интернете хвалебные отзывы о них и уничижительные об их конкурентах.
Люди заводят по двадцать аккаунтов на каждого, растят их месяцами, набивают кучу отзывов на разных сайтах, чтобы все это выглядело, как живой человек, а не бот. И все это только ради того, чтобы восхвалять одних и поливать грязью других. Отвратительно, конечно, но таковы современные реалии.
Как мы с этим боремся? Разбираемся с каждым негативным отзывом очень внимательно. Ведь всегда видно, реальный человек это написал или бот. Администраторы знают в лицо и по фамилии каждого, поэтому по отзыву сразу могут сказать, кто это написал и почему. Если негативный отзыв написан реальным человеком (бывает и такое, конечно, всем не угодишь), то мы устраиваем подробный разбор случая.
Если такого пациента у нас никогда не было, то требуем от площадки удаления фейковой информации. Это очень сложно и удается далеко не всегда. Несмотря на то, что есть самые разные законы, призванные защищать честное имя и репутацию людей, большинство агрегаторов либо просто плюют на законные просьбы удалить недобросовестный отзыв, либо пытаются содрать с нас деньги за это путем навязывания платных услуг.
Можно, конечно, подать в суд и потребовать удаления через судебных приставов, но нам некогда и лень этим заниматься. Положительных отзывов о нас в разы больше и вот они как раз настоящие.
В целом, врачи — люди занятые, и им по большей части некогда заниматься разной ерундой, воевать друг с другом и как-то гадить конкурентам. Нам бы стопятьсот бумажек заполнить (если, конечно, выдастся минутка, когда пациенты нахально не требуют их полечить), да выполнить миллион дурацких предписаний всевозможных органов. А потому все сейчас более или менее спокойно.
Нам недосуг (да, нам не до них!). (с)